![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная
|
Причины существования транснациональных корпорацийОсновной причиной существования транснациональных корпораций, является преимущество глобальной организации производства и сбыта. Это конкурентное преимущество частично возникает при вертикальной и горизонтальной интеграции с иностранными филиалами. При помощи вертикальной интеграции большинство транснациональных корпораций может обеспечить поставку сырья и промежуточных товаров из-за рубежа и обойти (используя более эффективную внутрифирменную торговлю) часто встречающееся несовершенство иностранных рынков. Также они могут предоставить лучшую дистрибьюторскую и сервисную сеть. Вертикально-интегрированные транснациональные корпорации, опираясь на свои иностранные филиалы, могут лучше охранять и использовать свое монопольное положение, приспосабливать свою продукцию к местным условиям и вкусам, а также гарантировать неизменное качество товаров. Конкурентное преимущество транснациональных корпораций также основано на эффекте масштаба в производстве, финансировании, организации и использовании НИОКР (R&D) и конъюнктурных исследованиях рынка. Значительный объем выпускаемой продукции позволяет транснациональным корпорациям осуществлять разделение труда и специализацию производства намного быстрее, чем более мелкие национальные фирмы. Те комплектующие, для производства которых требуется лишь неквалифицированная рабочая сила, могут быть произведены в странах с низкой ценой труда и отправлены для последующей сборки в другие страны. Более того, МНК и их филиалы обычно имеют большой доступ на лучших условиях на международные рынки капитала, по сравнению с чисто национальными фирмами, тем самым находясь в лучших условиях для финансирования больших проектов. Они также могут сосредоточить НИОКР в одной или нескольких развитых странах, наиболее подходящих для этой цели из-за большей доступности Технического персонала и оборудования. Наконец, иностранные филиалы, предоставляя информацию в головную фирму практически со всего мира, ставят ее в лучшие условия для оценки, прогнозирования и получения выгоды от изменений в сравнительных ценах,предпочтениях во вкусах потребителей и конъюнктуры рынка в целом, нежели национальные фирмы. Крупная корпорация осуществляет иностранные инвестиции в том случае, если ожидаемая отдача от дополшпгельных капиталовложений в "свою" отрасль за рубежом выше. В связи с тем, что корпорация, как правило, обладает сравнительным преимуществом в "своей" отрасли и знает ее лучше конкурентов, то она обычно не будет рассматривать возможность получения более высокой прибыли в любой другой отрасли национальной экономики до принятия решения об инвестициях за рубежом. Это значит, что разница в ожидаемой норме прибыли в избранной отрасли внутри страны и за се пределами является определяющим фактором для принятия решения крупнейшими корпорациями об инвестициях за границей. Например, этим объясняются инвестиции Тойоты в автомобилестроение США и ИБМ в электронику Японии. Действительно, этим также можно объяснить инвестиции некоторых японских МНК в области электроники в США, рассматривая их как попытку завоевать ее компьютерный рынок. Все сказанное выше подтверждает тот факт, что многонациональные корпорации являются олигополистами в продаже основной части дифференцированных товаров, часто представляющих собой технологический прорыв и циклическую модель продукции, производимую прн значительном эффекте масштаба. В качестве примеров продаваемой многонациональными корпорациями продукции можно привести автомобили, нефтепродукты, электронику, металлы, офисное оборудование, химические изделия и пищевые продукты. ТНК также по сравнению с национальными фирмами находятся в гораздо лучших условиях для контроля или изменения в свою пользу среды, в которой они функционируют. Например, для того, чтобы определить местонахождение завода для производства компонента изделия, ТНК могут найти и, как правило, находят страны с низким уровнем заработной платы, предоставляющие им такие стимулы, как освобождение от уплаты налогов, субсидии и другие налоговые и торговые льготы. Огромные размеры подавляющей части ТНК по сравнению с большинством стран-размешенне филиалов также улучшают их возможности по сравнению с чисто национальными фирмами для влияния на политику местных правительств и получения прибыли. Более того, многонациональные корпорации могут купить перспективные местные фирмы во избежание будущей конкуренции и имеют гораздо лучшие позиции, чем чисто внутренние фирмы, для принятия других соответствующих мер по ограничению местной торговли и увеличения своих доходов. Из-за большой диверсикашш деятельность ТНК менее рискованна и в основном более прибыльна, чем чисто национальных фирм. Наконец, комплектующие по искусственно завышенным ценам отправляются филиалам в страны с высокими налогами, таким образом, транснациональные корпорации могут минимизировать свои налоговые выплаты. Подобное явление называется внутрифирменным ценообразованием или расчетом трансфертных цен, может возникнуть во внутрифирменной торговле в противовес торговле между независимыми фирмами, или при конкуренции ТНК и независимого предприятия. В конце концов, именно такое сочетание всех или большинства перечисленных факторов обеспечивает транснациональным корпорациям их сравнительное преимущество перед чисто национальными фирмами и объясняет распространенность и большой удельный вес транснациональных корпораций сегодня. Таким образом, через вертикальную и горизонтальную интеграцию с иностранными филиалами, посредством эффекта масштаба и лучшего положения по сравнению с национальными фирмами для контроля среды, в которой они действуют, транснациональные корпорации выросли в наиболее мощную форму частной международной экономической организации сегодня.
Тридцать крупнейших транснациональных корпораций в 1992 голу
|
![]() |
Copyright © 2010