Главная

Требования установления нового международного экономического порядка

В июле 1974 года, Генеральная Ассамблея ООН призвала к созданию Нового Международного Экономического Порядка [New international Economic Order], Такие шаги были предприняты из-за нищеты достигшей огромных размеров в большинстве развивающихся стран и прочно установившегося убеждения, что мировая экономическая система действует несправедливо по отношению к развивающимся странам. Большинство предъявленных на этом форуме требовании были сделаны ранее на Конференции ООН по Торговле и Развитию в Женеве в 1964 году, в Дели в 1968 году и Сантьяго в 1972 году и были вновь повторены в Найроби в 1976 г., Маниле в 1979 г., Белграде в 1983, Женеве 1987 г. и Карфагене в 1992 г. Кроме требований пересмотра своего международного долга и снижения выплат по процентам (рассмотренных ранее), развивающиеся страны ставят вопрос о: (1) подписании международных торговых соглашений по многим категориям товаров для стабилизации и повышения их доходов от экспорта в первую очередь финансируемых развитыми странами; (2) льготном доступе на рынки развивитых стран всех видов промышленного экспорта развивающихся стран, (3) снятии торговых барьеров для сельскохозяйственных товаров в развитых странах, (4) увеличении передачи технологий развивающимся странам и регулировании деятельности многонациональных корпорации; (5) увеличении годового объема иностранной помощи развивающимся странам и (6) повышении роли развивающихся стран в принятии международных решений. Теперь, коротко об этих требованиях и прогрессе, если таковой имеется, который был достигнут на сегодняшний день.

В течение предыдущих лет, развивающиеся страны требовали принятия международных торговых соглашений (интегрированная программа по товарам) за основу Нового Международного экономического порядка. Первоначально должны были быть включены 10 товаров: сахар, медь, кофе, хлопок, каучук, какао, олово, чай, джут и сизаль. Тем не менее, международные соглашения по товарам носили лишь обнадеживающий характер. Подобные проекты приводят к огромным запасам товаров или необходимости использовать экспортный контроль который ведет к еще большей неэффективности. До настоящего времени, если и был достигнут какой-либо прогресс в принятии международных торговых соглашений, как составной части нового международного экономического порядка, то лишь в незначительной степени.

Несмотря на то, что международные торговые соглашения ко многим товарам полностью бы вытеснили рыночный механизм и были бы крайне неэффективными, другие требования развивающихся стран могли быть включены в современную международную экономическую систему и даже оказать эффективное воздействие по всем аспектам. К ним относятся требования, касающиеся льготного доступа на рынки развитых стран экспорта промышленных товаров из развивающихся стран. Развивающиеся страны ставят вопрос о льготном доступе, а не просто о снятии торговых барьеров, так как развитые страны могут извлечь большую часть прибыли в результате снятия торговых барьеров за счет увеличения своего собственного экспорта (что и произошло после торговых переговоров во время Раунда-Кеннеди и Токийского Раунда в рамках ГАТТ). Подсчитано, что льготные таможенные пошлины в состоянии повысить промышленный экспорт развивающихся стран от $2 до $3 млрд. ежегодно. Определенный прогресс, в этой области произошел в связи с принятием Общей системы преференцией западноевропейскими странами и Японией в 1971-1972 годах, к которой в 1976 году присоединились США и Канада. Тем не менее, многие из наиболее важных товаров для развивающихся стран (таких как текстиль, обувь, велосипеды и многие другие элементарные товары) были прямо илн косвенно исключены (посредством "добровольных" экспортных квот).

Другое требование развивающихся стран связанно со снятием всех торговых ограничений вводимых развитыми странами на сельскохозяйственный импорт из развивающихся стран. Было подсчитано, что в результате этого экспорт сельскохозяйственных товаров из развивающихся стран мог бы расти до примерно $3 млрд. в год. Эти проблемы лишь частично рассматривались на Уругвайском Раунде из-за сильной оппозиции и чрезмерного внутреннего влияния сельскохозяйственного лобби в развитых странах, особенно в странах ЕС и Японии. Та же участь постигла требования, касающиеся разработки необходимых технологий для развивающихся стран, расширения передачи технологий из развитых стран и согласованных на международном уровне правил функционирования транснациональных корпораций для исключения злоупотреблений.

С чисто финансовой стороны, программа нового международного экономического порядка предполагает увеличение иностранной помощи для развивающихся стран до 0.7 % ВНП для каждой из развитых стран и придание этой помощи многостороннего характера вместо двухстороннего; распределение новых международных денежных резервов (Специальные права заимствования СДР) МВФ в качестве помощи развивающимся странам и пересмотр всех внешних долгов развивающихся стран. До настоящего времени, большинство этих требований оставались неудовлетворенными. Развитые страны в сумме дали лишь 0.33 процента ВНП в качестве помощи, а США и того меньше - 0.15 процента. Более того, большая часть предоставляемой помощи является двухсторонней. Достаточно неразумно также препятствовать созданию новых средств для нужд развития.

Иностранная помощь развивающимся странам.
В таблице показаны масштабы официальной помощи развитию, поступающей из стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и нз Саудовской Аравии в развивающиеся страны. Приведенная таблица свидетельствует, что в то время как США и Япония предоставили наибольшие суммы иностранной помощи, только Норвегия, Дания, Швеция, Нидерланды и Финляндия, среди стран ОЭСР, удовлетворяли требованию развивающихся стран о том, что помощь должна составлять 0,7 процента от ВНП. Заметим, что помощь США составила наименьший процент от ВНП среди стран ОЭСР (за исключением Ирландии).

Официальная помощь развитию, поступившая развиваюшимся странам в 1991 г.

Страна-донор Сумма (млрд. долл.) Процент от ВНП
страны- донора
США 11.362 0.20
Япония 10.952 0.32
Франция 7.484 0.62
Германия 6.890 0.41
Италия 3.352 0.30
Великобритания 3.348 0.32
Канада 2.604 0.45
Нидерланды 2.517 0.88
Швеция 2.116 0.92
Дания 1.300 0.96
Норвегия 1.178 1.14
Австралия 1.050 0.38
Финляндия 930 0.76
Швейиаоия 863 0.36
Бельгия 831 0.42
Австрия 548 0.34
Новая Зеландия 100 0.25
Ирландия 72 0.19
Всего ОЭСР $55.519 0.33
Саудовская Аравия $1.704 1.44

Хотя сегодня развивающиеся страны имеют относительно значительное число голосов в таких международных структурах как ООН, Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд, тем не менее они не могут контролировать такие мощные организации несмотря на то, что их гораздо больше, чем развитых стран.

В заключение важно отметить, что хотя некоторые требования развивающихся стран могут быть удовлетворены в результате успешного завершения Уругвайского Раунда, установление нового международного экономического порядка в ближайшем будущем маловероятно. Действительно, спад в мировой экономике в течение 1980-ых и начале 1990-ых привел к тому, что большинство индустриальных стран вынуждены были обратиться к своим собственным проблемам, касающимся безработицы и замедления темпов роста, и отодвинул обсуждение вопросов, связанных с принятием нового международного экономического порядка, на второй план.

Заключение

1. Хотя уровень и темпы экономического развития в первую очередь зависят от внутренних условии в развивающихся странах, международная торговля может в значительной степени оказать содействие процессу экономического развития. Некоторые экономисты, особенно Пребиш, Сингер и Мюрдал, утверждают, что международная торговля и функционирование современной экономической системы выгодны развитым странам благодаря развивающимся странам.

2. Хотя необходимость подлинно динамической торговой теории остается, техника сравнительной статистики может расширить традиционную торговую теорию для учета изменений в обеспечении факторами производства, технологиях и вкусах. Из-за менее благоприятных условий спроса и предложения, сегодня, международная торговля не может рассматриваться в качестве генератора роста, каковым она являлась для новообразованных регионов в 19-ом столетни. Тем не менее, торговля все еше играет очень важную вспомогательную роль.

3. Условия торговли товарами илн чистого бартера (N) определяют соотношение экспортных и импортных цен. Доходность от условий торговли (I) определяет основанные на экспорте возможности для импорта. Однофакториые условия торговли (S) измеряют количество импорта, которое страна получает за единицу внутренних факторов, заключенных в ее экспорте. I и S имеют более важное значение для развивающихся стран чем N, однако, наибольшее количество дискуссии и споров было относительно N (ввиду наибольшей простоты в определении). I и S могут расти, даже если N снижается. Пребиш и Сингер утверждали, что N имеет тенденцию к снижению для развивающихся стран ввиду того, что большая часть увеличения их продуктивности отражается в низких ценах на их сельскохозяйственный экспорт. Эмпирические исследования показывают, что для развивающихся стран N снижался в течение прошлого столетия, однако, I постоянно рос в связи с резким увеличением объемов экспорта.

4. Независимо от ухудшающихся долгосрочных или постоянных условий торговли, развивающиеся страны также сталкиваются с большими краткосрочными колебаниями экспортных цен и доходов, чем развитые страны из-за неэластичности цен и нестабильного спроса на экспортную продукцию. Тем не менее абсолютный уровень нестабильности экспорта не очень велик и в большинстве случаев ие мешает развитию. Как бы то ни было, развивающиеся страны требуют принятие международных торговых соглашений по товарам для стабилизации и увеличения их экспортных цен н доходов. Это могут быть резервные запасы, экспортный контроль или соглашения по купле продаже. Лишь некоторые нз них действуют и по сей день, но ни одно из них (за исключением соглашения по кофе) не действует достаточно эффективно. Большие затраты, которые потребуются для принятия соглашений по товарам могут ие будут способствовать наилучшему использованием ресурсов.

5. На протяжении 1950-ых, 1960-ых и 1970-ых годов, большинство развивающихся стран предприняли определенные попытки индустриализации через политику замещения импорта внутренним производством. В результате в экономике этих стран появились неэффективные отрасли, чрезмерная капиталоемкость и неполное использование рабочей силы, снижение сельского хозяйства и даже большие проблемы платежного баланса. С конца 1980-ых многие развивающиеся страны перешли к политике ориентированной на экспорт и уделяют больше внимания сельскому хозяйству.

6. Наиболее серьезными проблемами, с которыми сегодня сталкиваются развивающиеся страны следующие: (1) крайняя нищета во многих странах, в особенности в африканских странах, расположенных к Югу от Сахары, (2) огромный международный долг большинства развивающихся стран, особенно в Латинской Америке и (3) протекционизм развитых стран по отношению к экспорту развивающихся стран. Развивающиеся страны пытались преодолеть эти трудности, требуя установления нового международного экономического порядка странами-членами ООН и ее специальной организации Конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД). Новый международный экономический порядок предусматривает принятие международных соглашений по широкому кругу товаров, льготного доступа для всех видов производственного экспорта развивающихся стран на рынке развитых стран, снятие торговых ограничений, которые развитые страны вводят на сельскохозяйственный импорт из развивающихся стран, увеличение объемов передачи технологий в развивающиеся страны и контроль над деятельностью многонациональных корпораций. На сегодняшний день заметен лишь незначительный прогресс в удовлетворении этих требований и весьма маловероятно, что такой порядок будет принят в ближайшем будущем.

Rambler's Top100

Copyright © 2010