![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная
|
Проблемы международного долга развивающихся странНачиная с 1970-ых годов, рос международный долг развивающихся стран, который в итоге составил $1.4 триллиона, и который погасить весьма трудно (т.е. оплатить сумму долга, включая проценты) и это является серьезным тормозом в реализации их планов развития в течение 80-ых.
Показатели долгов развивающихся стран 1975-1992
Рост долга был обусловлен тем, что многие развивающиеся страны взяли значительные суммы из частных банков развитых стран для финансирования своих растущих потребностей в капитале и оплаты резко возросших расходов на закупку нефти в течение 70-ых г.г. и все это на фоне медленно растущего экспорта в развитые страны (так как последние вошли в период замедленных темпов роста). Занимая большие суммы за рубежом, развивающиеся страны продолжали развиваться сравнительно быстрыми темпами даже во второй половине 70-ых годов. Тем не менее, в начале 1980-ых, их огромные и быстро растущие иностранные долги нужно было выплачивать и им удалось избежать этого в результате широкомасштабного вмешательства Международного Валютного Фонда (МВФ). Даже у Мексики быстро вырос огромный краткосрочный международный долг перед иностранными банками, в результате слишком крупных займов под свои новые разведанные запасы нефти. Когда цены на нефть начали падать в 1982 году, Мексика оказалась не в состоянии погасить свой международный долг (Август 1982 год) и весь мир вступил в так называемый "кризис долгов". В 1993 году, Мексика имела иностранный долг равный $133 млрд. (более одной пятой составляли краткосрочные долги) и стояла перед лицом годовых выплат в $21 млрд. и отрицательного торгового баланса равного $23 млрд., имея международный долг в $121 миллиарда. В 1993 году Бразилия являлась развивающейся страной с наибольшим долгом. Другими развивающимися странами с крупными долгами на 1993 год (сумма внешнего долга в млрд. долларов дана в скобках) были Индонезия (84) Индия (77), Китай (69), Аргентина (68), Турция (55), Корея (43), Египет (40), Таиланд (39), Венесуэла (37), Филиппины (33) и Нигерия (31). Будучи не в состоянии погасить свои долги, многие развивающиеся страны были вынуждены при помощи МВФ и под его руководством договариваться о пересмотре графика выплат по долгам и процентов с банками-кредиторами в развитых странах. В качестве одного из условий, эти страны должны были принять строгие меры по сокращению в будущем импорта, снижению инфляции, снижению зарплат и свертыванию внутренних программ, для того чтобы внутренний рост носил более устойчивый характер. Тем не менее, начиная с 1985 года перед лицом замедления темпов роста наиболее задолжавшие страны Латинской Америки начали отказываться от жестких мер, рекомендуемых МВФ. Именно в этой ситуации был предложен План Бейкера в 1985 году. В плане предполагается обеспечить рост в развивающихся странах, за счет увеличения притока капитала из развитых стран и от Мирового Банка. Однако, крупные коммерческие банки не проявили готовности к этому, предпочитая списывать некоторые задолженности, которые не могли быть взысканы и продавая другие на вторичном рынке с большими скидками. Но это затронуло лишь менее 10 процентов от общей суммы задолженности. Таким образом, проблема долга продолжала сохраняться. Лишь после волнений в начале 1989 года произошедших в Каракасе (Венесуэла) из-за повышения цен, в особенности на бензин и транспортные услуга, с целью помочь погасить долг тогдашний Министр Финансов США Николас Бреди предложил меры для снижения долгового бремени наиболее задолжавших стран Латинской Америки. План Бейкера не был отвергнут, он был усовершенствован путем сокращения долга и многосторонних гарантий предоставления займа. Целью политики являлось сокращение на 20 процентов или $70 млрд. тех $350 млрд., которые развивающиеся страны должны были коммерческим банкам развитых стран. Всемирный Банк и МВФ предоставили заем в размере $25 млрд. на период 1989-1992 г.г. на эту программу, а Япония предоставила дополнительно $4.5 млрд. Реструктуризация долга, а также либерализация торговли и другие меры в конце 80-ых и начале 90-ых более или менее решили проблему задолженности (сделав ее управляемой) для развивающихся стран со средним доходом, но не для беднейших из них. Для решения проблемы задолженности беднейших развивающихся стран, необходима большая реструктуризация и отмена долгов, а также увеличение иностранных и прямых инвестиций из развитых стран. Необходимо отметить, что если в начале 70-ых развивающиеся страны получали около одного доллара от остаточной стоимости (прямые инвестиции) за каждый доллар долга, то в начале 80-ых этот показатель равнялся 20 центам за каждый доллар внешнего долга. Действительно, в результате чрезмерно высокого соотношения между собственными и заемными средствами в начале 80-ых произошел долговой кризис. Резкое увеличение иностранных прямых инвестиций в беднейшей развивающейся страны требует повышение их кредитоспособности - и это связано с решением проблемы их долгов. |
![]() |
Copyright © 2010