Главная

Другие современные проблемы международной экономики

Недостаток современной системы валютных курсов тесно связаны с другими не менее серьёзными проблемами, с которыми сталкиваются как развивающиеся, так и развитые страны. Среди них можно назвать:

1. Рост протекционизма а развитых странах;

2. Высокая структурная безработица в Европе;

3. Проблемы реструктуризации, характерные для Восточной Европы и бывшего Советского Союза;

4. Обострение проблемы бедности в некоторых странах с наиболее низкими доходами на душу населения.

В этом пункте рассматривается каждая из этих проблем, равно как и различные предложения и мероприятия, направленные на их решение.

1. Рост протекционизма в развитых странах. С середины 70-х годов нашего столетия получили мировое распространение нетарифные торговые барьеры, при помощи которых индустриально развитые страны пытались занизить свою промышленность, в условиях медленного экономического роста и высокой безработицы, не нарушая предписаний международных экономических организаций. Эта тенденция усилилась в 80-е годы из-за большого дефицита торгового баланса США по сравнению с Японией и Германией.

Несбалансированности торговли между ведущими индустриально развитыми странами
Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкивается в настоящее время мировая экономика, является обширный и хронический дефицит баланса внешней торговли США и его положительное сальдо в Японии и Германии. Из таблицы видно,что за рассматриваемый период дефицит баланса внешней торговли США достиг своего, максимального значения - 160 млрд. долларов в 1987 году; в 1992 году он составлял 96 млрд. долларов. С другой стороны, положительное сальдо торговли Японии составило 96 млрд. долларов в 1987году и, сократившись до 64 млрд. долларов в 1990 году, достигло своего максимального значения в 1992 году - 132 млрд. американских долларов. Наибольшее положительное сальдо баланса - внешней торговли Германии пришлось на 1988 год (80 млрд. долларов); в 1991 год) его размер снижается до 24 млрд.: это "цена" реструктуризации экономики Восточной Германии после объединения. Несмотря на достигшее своего пика в 1985 году обесценивание доллара (почти на 60%),: дефицит баланса внешней торговли США начал снижаться только в 1988 году и до сих пор остаётся достаточно" большим. Это значительно укрепило позиции сторонников протекционизма в Соединенных Штатах. Среди других великих держав только Великобритания столкнулась со значительным дефицитом в размере 24 млрд.- долларов в 1992 году. Огромная несбалансированность торговли между США и Японией стала: причиной продолжающихся серьёзных торговых разногласий и споров между ними.

Внешнеторговый баланс ведущих индустриально развитых стран (млрд. долларов США, текущие цены)

  1960 1970 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992
США 4,9 2,6 -25,5 -28,0 -36,5 -67,1 -112,5 -122,2 -145,1 -159,6 -127,0 -115,7 -108,8 -73,4 -96,3
Япония 0,3 4,0 2,1 20,0 18,1 31,5 44,3 56,0 92,8 96,4 95,0 76,9 63,6 103,1 132,4
Германия 2,1 5,7 8,7 16,1 24,7 21,4 22,1 28,6 55,8 70,2 79,8 77,8 71,6 24,0 32,4
Франция 0,6 0,3 -13,4 -10,0 -15,8 -8,8 -4,7 -5,3 -2,1 -8,7 -8,5 -10,7 -13,7 -10,2 1,7
Великобритания -1,1 0,0 3,3 7,0 3,2 -2,4 -4,0 -4,0 -14,1 -19,0 -38,2 -40,5 -32,7 -18,3 -24,6
Италия -0,6 0,4 -16,9 -12,1 -8,9 -2,5 -5,8 -6,1 4,5 0,3 -1,4 -2,2 0,6 -0,9 2,4
Канада -0,2 3,2 8,0 6,6 15,0 15,0 16,0 12,6 7,7 9,0 8,2 6,3 9,2 5,9 8,7

Сегодня существование торговых барьеров является наиболее серьёзной угрозой послевоенной системе торговли и росту мирового благосостояния. Усиление протекционизма протестует международному движению товаров, приводит к неэффективному распределению мировых ресурсов, замедлению структурных сдвигов в развитых странах и экономического роста в развивающихся странах, а также расширяет диапазон торговых войн. Сейчас эта проблема обострилась из-за разделения мира на три основных торговых блока: Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА, включающую США, Канаду и Мексику). Европейский блок или Европейский Союз и зарождающийся Азиатский центр, группирующийся вокруг Японии.

Уругвайский раунд, завершившийся в декабре 1993 года, сделал большой шаг вперед на пути разрешения проблемы протекционизма в современном мире. К сожалению, как отмечалось в п.9.66, многие серьезные проблемы в международной торговле еще остались. Подписанные договоренности не касаются многих услуг (таких как банковские, страхование, телевизионные программы, производство фильмов); остались высокими дотации сельскому хозяйству; не отменена патентная зашита фармацевтических товаров; до сих пор подлежит тарифному регулированию торговля компьютерными чипами (хотя они и снижены наполовину). Остаётся возможность проведения антидемпинговых мероприятии и процедур, хотя и в сильно урезанном виде; таким образом, сохраняется почва для серьёзных торговых разногласий. Более того, многое из проблем торговли развивающихся стран возникают из-за долго откладываемой линеаризации. Это касается торговли сельскохозяйственной продукцией, изделиями лесной (текстильной) промышленности, которые имеют огромное значение для развивающихся стран.

Таким образом, можно сказать, что наибольшим достоинством успешно завершившегося Уругвайского раунда является предотвращение эскалации напряженности из-за протекционизма во всем мире.

2. Высокая структурная безработица с европейских странах. В промышленно развитых странах Европы в последнее десятилетие безработица составила в среднем 10% рабочей силы, а в 1994 году превысила 14% (по сравнению с 7% безработных в Соединённых Штатах). Наиболее серьёзным представляется то, что почти половина европейских безработных являются безработными уже более года (по сравнению с 11% в США). Массовая застойная безработица несомненно основная экономическая проблема современной Европы. Несмотря на расширение ее масштабов из-за экономического кризиса начала 90-х годов, уровень безработицы постоянно увеличивался на всём протяжении последних двух десятилетии, за исключением периода с 1987 по 1990 гг.. Другими словами, основными видами европейской безработицы являются - структурная и застойная (долговременная), следовательно, корни проблемы в большинстве своем кроятся в отсутствии гибкости рынка труда и в сверх щедрой системе социальной зашиты, которая, в свою очередь, отбивает охоту работать и заниматься созданием новых рабочих мест. Это также затрудняет возвращение Восточной Европы в систему мирохозяйственной связей. Таким образом, в нашем взаимозависимом мире, национальная или региональная проблема быстро становится основной глобальной проблемой торговли.

Выявление источника возникновения проблемы также указывает на меры, необходимые для его разрешения. Снижение долгосрочных процентных ставок определённо потребовалось для стимулирования спроса и преодоления экономической рецессии в Европе, а также для расширения инвестиций и долговременного роста. Но, как уже отмечалось, в начале 90-х годов эта мера не прошла из-за желания Германии пойти своим путем. Таким образом, появилась необходимость более тесной координации макроэкономической политики на международной арене. Сейчас существует достаточно тревожное единое мнение, что координация предполагает в качестве составной части повышение издержек труда, снижение обильных социальных выплат, которые позволяют безработным прикладывать небольшие усилия к поиску работы, а также уменьшение контроля и введение большей гибкости на рынке труда (если это очень сложно заставить рабочих и работодателей дважды подумать, прежде чем дать (согласиться) на работу. Гораздо легче сказать о том, что уже достигнуто, особенно в Европейских странах, которые гордятся (и не без причин) своими высокими заработками и понятным трудовым законодательством.

3. Проблемы реструктуризации, характерные для стран Восточной Европы и республик бывшего СССР. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый на пути преобразования бывших централизованно планируемых экономик Восточноевропейских стран и Советских республик, до сих пор остаётся опасность возврата к прошлому экономическому краху, особенно в России. Как указывалось, этим странам необходима массированная помощь в виде капитала и технологий со стороны Запада для создания рыночной экономики и интеграции в мировую экономику. Если ещё и учитывать распад традиционных связей между этими странами, то им также потребуется свободный доступ на западные рынки, что представляется достаточно сложным в свете рецессии и медленного подъёма экономию! на Западе.

Товары, экспортируемые восточноевропейскими странами, слишком низкого качества, чтобы нашлись желающие их купить на Западе. Тем не менее без облегчённого доступа на западные рынки и массированных вливаний технологии и капитала для обеспечения занятости на Востоке, побудительные мотивы для миграции рабочей силы в страны Западной Европы станут постоянными и необратимыми, что может создать ещё больше трений между Востоком и Западом. Всемирный банк подсчитал, что странам Восточной Европы и республикам бывшего СНГ требуется примерно 20 млрд. долларов западной помощи ежегодно на протяжении последующих 10 лет для перехода к рыночной экономике и интеграции в мирохозяйственные связи. Эта помощь обуславливается не только человеколюбием, но и долгосрочными интересами западных стран.

4. Рост бедности в развивающихся странах. Несмотря на то, что за последние десятилетия многие развивающиеся страны, особенно Индия и Китай, показывают высокие темпы экономического роста, большинство отсталых развивающихся стран (преимущественно Центральной и Тропической Африки) сталкиваются с обострением проблемы бедности, увеличением внешней задолженности, стагнацией в экономике и растущей дифференциацией доходов и снижением уровня жизни по сравнению с другими странами.

Это представляет серьезную проблему для мировой экономики. Международная экономическая система, повышающая благосостояние посредством торговли и углубляющая специализацию слишком неравномерно, конечно, функционирует, но недостаточно гладко. Мир, в котором миллионы людей живут в неприемлемых с точки зрения этических норм условиях, не может быть спокойным и бесконфликтным.

Для улучшения условии жизни в развивающихся странах и стимулирования их развития было выдвинуто множество предложений на уровне Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и других международных конференций и форумов. Кажется, что за последнее время некоторые из них утратили свою актуальность, но не потому, что развивающиеся страны решили большинство своих проблем (многие из них стали еще более острыми, чем раньше), но потому что развитые страны сосредоточились на своих внутренних проблемах - валютной, денежной нестабильности, медленного роста и высокой безработицы.

Выдвинув требования введения Нового Международного Экономического Порядка (НМЭП), развивающиеся страны потребовали как большего доступа их экспорта на рынки развитых стран, так и гораздо большего притока помощи. Успешное завершение Уругвайского раунда в декабре 1993 года позволила лишь отчасти решить торговые проблемы, выдвинутые развивающимися странами. Кроме того, иностранная помощь, предоставляемая развивающимся странам, переживает застой и составляет ныне лишь треть одного процента общего размера ВВП развитых стран. И это несмотря на то, что долговое бремя наименее развитых стран продолжает оставаться угрожающе высоким.

Хотя вышеперечисленные международные экономические проблемы, с которыми сегодня сталкивается мир, были обсуждены в раздельности, на самом деле они тесно взаимосвязаны. Например, громадный дефицит федерального бюджета США вызывает, через механизм повышения реальных процентных ставок, большой приток капитала в Соединенные Штаты, что поддерживает завышенный курс доллара, ведет к громадному дефициту торгового баланса и провоцирует призывы к протекционизму. Высокие процентные ставки в США также ведут к удорожанию обслуживания внешнего долга развивающихся стран, что делает проблематичным его выплату. Это проблема усугубляется введением новых ограничений в развитых странах на импорт из развивающихся стран. Это. в свою очередь, препятствует экономическому росту и увеличивает разрыв в уровнях развития между богатыми и бедными развивающимися странами. Тесная взаимосвязь этих проблем также выявляет сильную зависимость между теорией международной торговли, обсужденной в первой половине книга и международными финансами, которые анализируются во второй половине.

Откровенно говоря, проблемы, с которыми сталкивается сегодня мир, являются менее серьезными, чем те, которые существовали в 1970-х и начале 1980-х годов. В этом раннем периоде, вышеперечисленные проблемы были в значительной степени усугублены резким ростом цен на нефть, стремительной инфляцией и глубоким спадом. За прошедшие годы цены на нефть постепенно снижались и сегодня они намного ниже, чем в конце 1970-х годов. Темп инфляции также снизился до приемлемого уровня, по крайней мере в развитых странах. Это обеспечивает намного лучшую структуру и возможность успешного решения долгосрочных проблем, с которыми сталкивается сегодня мир. Поэтому существуют причины для осторожного оптимизма. В конце концов, в течении последних двух десятилетий мировое сообщество смогло решать наиболее серьезные международные экономические проблемы, возникшие со времен Великой Депрессии без ожесточенных споров, но в духе сотрудничества и взаимопонимания. В этом духе сегодняшние проблемы могут быть также решены или в значительной мере смягчены в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. В этой главе был проанализирован процесс функционирования международной валютной системы со времени золотого стандарта по настоящее время. Международная валютная система представляет собой свод правил, обычаев, инструментов, возможностей, благоприятных условий и организационных мер для эффективных международных расчетов. Международную валютную систему можно классифицировать по принципу преобладания той или иной системы установления валютных курсов или согласно тому виду, который приобретают международные резервные активы. Надежной международной финансовой системой считается такая система, которая максимизирует потоки международной торговли и инвестиций и ведет к равномерному распределению выгод от торговли между странами. Эффективность международной валютной системы можно оценить при помоши категорий регулируемость, ликвидность и доверие.

2. Золотой стандарт существовал с 1880 года до начала первой мировой войны 1914 года. Большая часть осуществлявшихся при золотом стандарте регулирующих мер основывалась в большей степени на стабилизации потока капитала в краткосрочном периоде и стимулирование изменений в доходах, чем на изменениях во внутренних иенах, как того требовали основные положения регулирования платежного баланса при помощи потоков золота и денег.

Процессы управления и регулирования значительно облегчались оживленной экономической конюктурой и стабильностью развития экономики.

Период с 19! 9 по 1924 годы характеризовался широкой изменчивостью валютных курсов. Начиная с 1925 года было предпринято несколько попыток восстановления золотого стандарта Великобританией и другими странами. Эти усилия сошли на нет вместе с углублением Великой депрессии в 1931 года. Затем последовал период конкурирующих де-вальваций, когда каждая страна старалась экспортировать свою безработицу, что вместе со значительными торговыми барьерами привело к сокращению объема международной торговли почти наполовину.

3. Бреттон-Вудское соглашение, достигнутое в 1944 пну, предусматривало учреждения Международного валютного фонда (МВФ) для решения следующих задач:

1) Наблюдение за исполнением принятых правил по согласованию со странами-участницами ведения международной торговли и финансовых операции.

2) Обеспечение благоприятных условий заимствования для стран с временным дефицитом платежного баланса (или его избытком).

Это был период золотовалютного стандарта с золотом и конвертируемыми валютами (первоначально - только долларом США), в качестве международных резервов. Колебания валютных курсов допускались в пределах только 1 процента выше или ниже установленного паритета. Согласованные паритеты валют должны были пересматриваться исключительно в случаях фундаментального неравновесия платежного баланса и после одобрения МВФ. Каждая страна имеет квоту в МВФ, зависящую от ее значения в международной торговле. Страна должна была внести 25% своей квоты золотом и оставшиеся 75% своей национальной валютой. Страна с дефицитом платежного баланса могла ежегодно получать кредит в размере 25% своей квоты из МВФ путем размещения все большего количества своей национальной валюты в обмен на конвертируемую до тех пор, пока ь руках МВФ не окажется не более 200% квоты страны в ее национальной валюте.

4. Во времена Бреттон-Вудской системы индустриальные страны с фундаментальным неравновесием высказывали сильное нежелание изменять согласованные паритеты. Вскоре после войны была восстановлена конвертируемость доллара в золото, а в начале 1960-х годов национальных валют других индустриальных стран. К 1971 году были снижены тарифы на продукцию обрабатывающей промышленности в среднем не менее чем на 10 процентов. Вместе с ростом числа стран-участниц и увеличением размеров квот возросли ресурсы МВФ, достигнув к 1971 году 28.5 млрд. долларов. МВФ также утвердил общее положение о заимствовании с целью дальнейшего приращение своих средств. Страны договорились об условиях предоставления кредитов "стэндбай" с МВФ и заключили соглашение о квоте с другими центральными банками. Также МВФ начал предоставлять странам-участницам займы в размере 50% от их квот в год. В 1967 году МВФ принял решение об образовании Специальных Прав заимствования (СДР, размешенных в 1971- 1972 годах), для того чтобы поддержать международные резервы. В 1961 году был основан золотой Фонд, который прекратил свое существование в 1968 году, и была основана двухъярусная система. Во времена Бреттон-Вудскон системы начали свое существование ЕС и рынок евровалют, быстрыми темпами увеличивался мировой выпуск, а международная торговля росла еще быстрее."

5) Использование доллара США в качестве основной международной валюты предоставляло США выгодное положение сеньоража, однако при этом Соединенные Штаты не могли произвести девальвацию для исправления дефицита платежного баланса, а набор инструментов ее валютной и кредитно-денежной политики был сильно ограниченным. Непосредственным поводом (причиной) крушения Бреттон-Вудской системы послужил громадный дефицит платежного баланса США в 1970 году и ожидания еще большего дефицита в 1971 году. Это привело к массивной дестабилизирующей спекуляции, направленной против доллара, отмене конвертируемости доллара в золото 15 августа 1971 года и пересмотру паритетов валют в декабре 1971 года. Глубинную причину крушения Бреттон-Вудской системы можно найти в отсутствии адекватного механизма регулирования. Существование дефицита платежного баланса США обеспечило решение проблемы ликвидности в рамках Бреттон-Вудской системы, но одновременно привело к потере доверия к доллару. Доллар был снова девальвирован в феврале 1973 года. В марте 1973 года, в условиях продолжающейся игры против доллара, было допущено плавание валют - либо независимое, либо совместное.

6) С марта 1973 года мир существует при регулируемой системе плавающих валютных курсов, что было формально признано в Ямайском Соглашении апреля 1978 года. В марте 1979 года была образована Европейская валютная система с планами создания единой европейской валюты и центрального банка в 1997-1999 годах (однако финансовый кризис, разразившийся в 1992-1993 годах, возможно, поставил эти планы под угрозу срыва). К 1994 году было выпушено СДР на сумму в 29 млрд. долларов ($19 млрд. находится в руках стран-членов МВФ, а оставшиеся 10 - в руках самого фонда). Сегодня стоимость СДР равняется средневзвешенной корзине, состоящей из 5 наиболее весомых международных валют. В январе 1975 года гражданами США опять разрешалось иметь свой собственный золотой запас. Были облегчены условия заимствован у МВФ, и созданы новые благоприятные условия для получения кредитов. Наиболее серьезной валютно-финансовой проблемой, с которой сталкивается сегодня мир, являются значительные колебания валютных курсов и их обширная несогласованность. Другими серьезными проблемами являются:

1) Усиление протекционистских мер в торговле развивающимися странами.

2) Высокая структурная безработица в Европе.

3) Проблема реструктуризации экономию! в восточноевропейских странах и республиках бывшего СССР.

4) Обострение проблемы бедности ь некоторых беднейших развивающихся странах.

Для того, чтобы преодолеть чрезвычайную изменчивость валютных курсов и несогласованность действий стран необходима более тесная координация макроэкономической политики в международном масштабе и определение целевых зон. Для разрешения других проблем выдвигаются различные предложения.

Rambler's Top100

Copyright © 2010