Главная

Эволюция Бреттон-Вудской системы

С течением времени в изменившихся условиях Бретгон-Вудская система самопретерпела несколько значительных изменений. В 1962 году МВФ утвердил общее положение о заимствовании, по которому так называемая "Группа десятки", в которую входили наиболее развитые индустриальные страны (США, Великобритания, Западная Германия, Япония, Франция. Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия и Швеция) обязались предоставить при необходимости свыше 6 млрд. долларов странам, нуждающимся в помощи для преодоления затруднений с платежным балансом. Эта сумма в $6 млрд. периодически повышалась, статей общее положение о заимствовании в дальнейшем обновлялось и расширялось. В начале 1994 года фонды, которыми располагал МВФ по общему положению о заимствовании, составили 17 млрд. СДР (примерно 23 млрд. долларов, а фонд по ассоциированному соглашению с Валютным агентством Саудовской Аравии достиг 1.5 млрд. СДР (около $2, млрд.)).

В самом начале 60-х годов страны-члены МВФ начали переговоры об условиях предоставления кредитов стэндбай, о будущем режиме предоставления займов странам-членам МВФ. После подписания соглашения о стендбай, страна платила небольшой комиссионной сбор в размере 1 /4 одного процента от предоставленной суммы и затем допускалась к получению оставшейся суммы кредита немедленно. Соглашения о стэндбайе обычно подписывались теми странами, которые стояли на передовых рубежах обороны от потока «горячих» денег. После нескольких изменений размера квот в 1971 году, общие средства МВФ достигли 28.5 млрд. долларов (из которых 6.7 млрд. $, или примерно 23.5% составляла квота США). К концу 1971 года МВФ предоставил кредитов на сумму в 22 млрд. американских долларов (по большей части в период после 1956 года), из которых около 4 млрд. долларов было непогашенной задолженностью. МВФ также изменил условия предоставления займов, обеспечив страны-члены возможностью ежегодного получения 50% своей квоты (против 25% суммы квоты в виде кредита ранее).

Центральные банки стран также договорились об условиях Соглашений о свопе или о предоставлении валюты любой другой страны для проведения интервенций на валютных рынках с целью противостоять потоку горячих денег. Центральный банк страны, столкнувшись со значительным объемом высоколиквидного капитала, мог затем продать иностранную валюту для того, чтобы в дальнейшем повысить норму дисконта или сократить количество срочных денег на валютном рынке и поставить в невыгодное положение дестабилизирующие потоки горячих денег. Соглашения о свопе заключались на определенный период времени и с ограничениями эквивалентности обмена. По истечении срока соглашения они могут либо возвратить валюту по первоначальному курсу, либо перезаключить соглашения на следующий период. Во время 60-х годов было заключено множество соглашений о свопе США и европейскими странами.

Наиболее значительным изменением, введенным в механизм Бреттон-Вудской системы в период с 1947 по 1971 гг. было создание Специальных прав заимствования (СДР) (аббревиатура "СДР" употребляется нами по начальным буквам английского варианта, Special Drawing Rights) для поддержки международных резервов в золоте, обменных курсов и резервных позиций в МВФ. Иногда называемые "бумажным золотом", специальные права заимствования представляют собой расчетное средство внутри МВФ. СДР не имеют золотого обеспечения и не могут быть обменены на какую-либо другую валюту, однако представляют собой подлинные международные резервы, созданные МВФ. Их стоимость появилась в связи с тем, что так решили страны-члены МВФ. СДР могут использоваться только при расчетах центральных банков для устранения дефицита и профицита платежного баланса, а не при совершении чистых коммерческих сделок. 1.5% надбавок (повышенное в последствии до 5% и основанная теперь на рыночном курсе) устанавливается на тот объем СДР, который превысила (или недосчитывается страна) от общего объема, предусмотренного соглашением. Причина этого - заставить страны урегулировать неравновесие платежного баланса, как с дефицитом, так и с положительным сольдо.

На совещании МВФ в Рио-де Жанейро в 1967 году была достигнута договоренность о выпуске СДР в объеме 9.5 млрд. долларов США для того, чтобы распределить их между странами-членами МВФ согласно их квотам в 3 приема в январе 1970, 1971 и 1972 года. В последующем выпуски и размещения СДР были сделаны в периоде 1979 по 1981 гг. Первоначально стоимость СДР была установлена в размере 1 доллара США, однако затем в результате девальвации доллара в 1971 и 1973 гг. снизилась.

В 1961 году группой индустриальных стран под руководством США была организована кампания по продаже официально накопленного золота на Лондонском рынке для того, чтобы предотвратить повышение цены на золото сверх официально установленной цены в размере $35 за унцию. Все это привело к золотому кризису 1968 года когда был сформирован двухуровневый золотой рынок. Это сохранило цену на золото в $35 за унцию в официальных расчетах между центральными банками, хотя и допускало возможность более высокой коммерческой цены золота по сравнению с официально установленной, определяемой силами спроса и предложения на рынке. Эти шаги были предприняты для предотвращения скидки США своих золотых запасов.

С течением времени членство в МВФ расширилось, и он объединил большинство стран мира. Несмотря на негативные черты Бреттон-Вудской системы, последовавший период вплоть до 1971 года характеризовался достаточно быстрым темпами роста мирового производства и даже более быстрыми темпами роста международной торговли. Подводя итоги, можно сказать, что Бреттон-Вудская система хорошо послужила мировому сообществу особенно до середины 60-х годов.

Макроэкономические результаты при различных режимах валютных курсов
В таблице приводятся некоторые индикаторы макроэкономического положения Великобритании и США при золотом стандарте, в межвоенный период и в период после окончания второй мировой войны при гибком и фиксированом валютных курсах. Из таблицы видно, что рост доходов на душу населения как в Соединенных Штатах, так и в в Великобритании был более значительным в послевоенное время по сравнению с эпохой золотого стандарта инфляция была выше, а безработица ниже, исключая период 1973 по 1992 годы. Таким образом, за исключением более низкого уровня инфляции, макроэкономические показатели обеих стран не были лучшими в период золотого стандарта по сравнению со временем после второй мировой войны. Великая депрессия характеризуется самыми худшими макроэкономическими результатами - как по сравнению с золотым стандартом, так и по сравнению с послевоенным периодом. Единственным исключением является относительно высокий рост реального дохода на душу населения в США в межвоенное время (кроме Великой Депрессии), превысивший аналогичный показатель для эпохи золотого стандарта. Однако при этом необходимо соблюдать осторожность при сравнении данных пред- и послевоенного периода в связи с большой необработанностью данных предшествующего периода.

Макроэкономические показатели США и Великобритании при различном режиме валютных курсов, 1970-1992

  Среднегодовой рост реального дохода на душу населения Уровень инфляции Уровень безработицы
Золотой стандарт:
Великобритания (1880-1913)
США (1870-1913)
1.0
1.4
-0.7
0.1
4.3*
6.8*
Межвоенный период:
Великобритания (1919-1938)
США (1919-1940)
0.6
1.6
-4.6
-2.5
13.3
11.3
Послевоенный период-
Период фиксированного валютного курса:

Великобритания (1946-1972)
США (1946-1972)
1.7
2.2
3.5
1.4
1.9
4.6
Послевоенный период-
Период гибкого валютного курса:

Великобритания (1973-1992)
США (1973-1992)
2.0
1.6
9.8
6.3
7.9
7.1

Rambler's Top100

Copyright © 2010