![]() | |
Главная
|
Золотовалютный стандарт (1947-1971 гг.)В 1944 году представители Соединенных Штатов, Великобритании и других 42 стран мира собрались в Бреттон-Вуде (Нью-Гемпшир) для определения будущих черт послевоенной международной валютной системы. По решению Бреттон-Вудской конференции был образован Международного Валютного Фонда (МВФ) для: 1. Наблюдения за выполнением странами подписанных договоренностей о правилах международной торговли и финансов; 2. Обеспечения возможности заимствования средств странами, сталкивающимися с временными ухудшения состояния платежного баланса. Разработанный механизм функционирования новой международной валютной системы в большей степени основывался на плане американской делегации (автор Гарри Д. Вайт), чем на программе главы английской делегации Джона Мейнард Кейнсома. Кейнс предложил образовать клиринговый союз, обеспечивающий решение проблемы международной ликвидности, путём создания новой расчетной единицы "банкор". При этом центральный банк страны (например, Федеральная резервная система США) могла бы выпускать свои внутренние деньга. 1 марта 1947 года МВФ, куда первоначально вошло 30 стран, начал свою работу. В 1994 году, после принятия в МВФ республик бывшего СССР и др. стран число стран-членов МВФ достигло 178. Только несколько государств, таких как Куба, Северная Корея и Вьетнам, не являются членами МВФ. Бреттон-Вудская система представляла собой золотовалютный стандарт. Соединенные Штаты были вынуждены поддерживать фиксированную цену на унцию золота в размере 35 долларов, и были готовы обменять любое количество американских долларов на золото без ограничений и лимитов. Другие страны установили фиксированный курс своих национальных валют по отношению к доллару США (и посредством этого - к золоту), для того, чтобы валютный курс не изменялся более чем на 1% выше или ниже согласованного паритета проводили интервенции на рынках иностранных валют. Внутри установленного коридора колебаний валютный курс определялся силами спроса и предложения. Т.е. страна должна была продавать свои долларовые резервы, чтобы поддержать свою национальную валюту и предотвратить паление ее курса более, чем на 1% от согласованного паритета, или нация должна была поддерживать покупательную способность доллара перед лицом собственной валюты (увеличивая свои резервы) для того, чтобы рост курса национальной валюты не превзошел 1% отметки выше согласованного паритета. До конца 50-х - начала 1960-х годов, когда другие валюты стали свободно и полностью конвертируемыми, доллар США являлся единственной валютой, используемой для поддержки национальных денежных единиц, и, таким образом, новая система практически была золотовалютным стандартом. Страны должны были финансировать временный дефицит платежного баланса из своих международных резервов и при помощи кредитов МВФ. Изменения курса национальной валюты допускались лишь при наличии фундаментального (долговременного) неравновесия после получения разрешения Международного Валютного Фонда. Изменения валютных курсов менее чем на 10%, могли проводиться без согласия МВФ. Таким образом, по своей сути Бретгон-Вудскоя система была корректируемой системой фиксированных валютных курсов (по крайней мере, в первоначальном своем варианте), сочетающей в себе стабильность валютных курсов с некоторой гибкостью. Акцент, сделанный на фиксированности, может быть лучше понят, если учитывать сильное желание стран избежать хаотических условий международной торговли и финансов, преобладающих во время межвоенного периода. После переходного периода, последовавшего за окончанием войны, страны отменили все ограничения, наложенные на конвертируемость их национальных валют в другие валюты и в американские доллары. Странам было запрещено устанавливать дополнительные торговые барьеры (иначе конвертируемость не имела бы большого значения), а существующие ограничения торговли должны были быть постепенно отменены путем многосторонних переговоров под эгидой ГАТТ. Однако, ограничения, вводимые на международное движение ликвидного капитала, допускались для того, чтобы защитить национальные валюты от потока дестабилизирующих, или "горячих" денег. Условием предоставления займов Международным валютным фондом являлось их использование для погашения текущего дефицита платежного баланса и необходимость погашения в течение 3-х или пяти лет; таким образом, МВФ не связывал страны долгосрочными кредитами. Долгосрочная помощь в развитии обеспечивалась Международным банком реконструкции и развития, МБРР или Всемирным банком и его филиалами, Международной ассоциацией развития МАР (основанной в 1960 г. для предоставления займов по льготным процентам самым бедным странам) и Международной финансовой корпорацией МФК (основанной в 1956 году для стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран за счет взносов стран-участниц и других иностранных источников). Международный валютный фонд также занимается сбором и распространением данных об экономическом положении, состоянии платежного баланса, внешней торговли своих стран-членов. Сегодня публикации МВФ, среди которых International Financial Statistics и Direction of Trade Statistics, являются наиболее авторитетным источниками для сравнительного анализа базы данных о платежном балансе, торговле и других показателях экономического развития своих стран-членов. |
![]() |
Copyright © 2010