Главная

Международная координация макроэкономической политики

За последние десятилетия мир стал гораздо более целостным, а индустриальные страны все больше и больше взаимозависимыми. Объем международной торговли вырос в два раза, так же как и поток международного финансового капитала, увеличивавшийся еще более быстрыми темпами, особенно с начала 70-х годов Сегодня в семи ведущих индустриальных странах ВВП (т. е. G-7) в два раза выше, чем в 1960 году, и мир быстро продвигается к подлинной интеграции и глобальному международному рынку капитала.

Повысившаяся взаимозависимость в мировой экономике сегодня значительно снижает эффективность национальной экономической политики и усиливает ее отрицательный внешний эффект на остальной мир. Например, мягкая кредитно-денежная политика (политика "легких денег"), приводящаяся в США, снизит процентные ставки в Соединенных Штатах и приведет к утечке капитала. Это подорвет некоторые стимулы для экономического роста созданные мягкой кредитно-денежной политикой в США и повлечет за собой обесценивание доллара (при прочих равных условиях). Другие страны столкнутся с притоком капитала и повышением курса своих национальных валют прямым следствием денежной экспансии в Соединенных Штатах - что подорвет их способность достигать своих собственных специфических национальных целей. Точно также проведение Соединенными Штатами Америки экспансионистской бюджетной политики будет иметь значительный отрицательный внешний эффектна остальной мир.

В связи с повысившейся взаимозависимостью международная координация макроэкономической политики становиться все более желательной и необходимой. Т. е., страны могут получить лучшие результаты совместно разрабатывая политику, по сравнению с действиями по отдельности. Международная координация макроэкономической политики, таким образом, представляет собой модификацию экономической политики страны с учетом международных тенденции (или приспособление национальной экономической политики к условиям международной взаимозависимости). Например, в условиях общемировой рецессии (спада производства во всем мире) каждая страна по отдельности может не решиться стимулировать развитие своей экономики из-за опасения ухудшения торгового баланса. Однако при скоординированной одновременной экспансии во всех странах производство и занятость могут повыситься во всех странах без последствий в виде ухудшения состояния торгового баланса в одной из них. Другим примером служит девальвация валюты, которую может произвести каждая страна для того, чтобы стимулировать свой экспорт и сохранить долю импорта (политика "разорения соседа"). Эти усилия больше всего похожи на саморазрушение, и ущерб международной торговле. Фактически это то же самое, что происходило в мире в межвоенный период (в годы между 1 и II мировой войнами) и было одной из причин приведших к установлению системы фиксированных валютных курсов после Второй мировой войны (Бреттон-Вудской системы). Эта система может рассматриваться как соглашение о сотрудничестве, заключенное во избежание конкурентных девальваций.

При современной международной валютной системе координация международной политики происходит лишь время от времени и в ограниченном масштабе. Один из таких эпизодов произошел в 1978 году, когда Германия согласилась послужить "локомотивом" доя Бсей системы (т.е. стимулировать развитее своей экономики, повышая объем своего импорта и, таким образом, стимулируя экономическое развитие остального мира). Однако, испугавшись возрождения инфляции в стране, Германия прекратила этот процесс до того, как он принес свои плоды. Более успешным эпизодом ограниченного согласования международной политики стало соглашение Пласа (сентябрь 1985 года), по которому 5 ведущих индустриальных стран мира (G-5, США, Япония, Германия, Франция и Великобритания) согласились провести совместную интервенцию на иностранных валютных рынках для постепенного снижения, или "мягкого приземления" курса американского доллара чтобы не допустить фиксации его курса на уровне, превышающем равновесный. Другими примерами успешной, однако ограниченной координации международной макроэкономической политики служат серия согласованного снижения ставок процента, проведенная США, Японией и Германией в 1986 году и их быстрый совместный ответ на всемирный крах фондового рынка в октябре 1987 года. Связанным с этим примером успешной но ограниченной координации международной макроэкономической политики также является Луврский аккорд февраля 1987 года, который установил мягкие относительные пределы колебаний обменного курса "доллар- иена" и "доллар-марка", или так называемые "целевые зоны".

Тем не менее описанные выше отдельные случаи координации политики были спорадическими» и ограниченными в масштабе. Процесс координации после 1989 года, кажется, также значительно ухудшился. Например, в декабре 1991 года Германия резко повысила свои процентные ставки, доведя их до самого высокого уровня с 1948 года, для того, чтобы оказать сопротивление инфляции подстегиваемой объединением Германии. Она игнорировала тот факт, что США и остальные Европейские страны находились или были в поддверье рецессии, и, следовательно, предпочли бы низкие ставки процента. США, чтобы оттянуть начало спада, фактически снизили свои процентные ставки, что привело к значительному снижению курса доллара по отношению к немецкой марке. Другие европейские страны-члены ЕС, напротив, были вынуждены последовать примеру Германии и подняли свои процентные ставки, чтобы как требовал механизм Европейской валютной системы, сохранить свои валютные курсы на допустимом уровне колебаний в 2.25% от согласованного среднего курса; затем из-за этого европейским странами пришлось отказаться от проведения политики "легких денег", чтобы поддержать свою слабеющую экономику. Это полное неповиновение Германии требованиям других ведущих стран мира нанесло серьезный удар международному сотрудничеству в кредитно-денежной сфере и координации монетарной политики и привело к краху европейского механизма установления валютных курсов в августе 1993 года.

Существует несколько препятствий на пути успешной и эффективной координации международной макроэкономической политики. Один из них - отсутствие консенсуса по вопросу функционирования медждународной валютной системы. Например, США могут считать, что кредитно-денежная экспансия приведет к расширению производства и повысит занятость, в то время как Германия полагает, что она может повлечь за собой инфляцию. Другое препятствие появляется из-за недостатка согласия по поводу определения необходимых инструментов экономической политики. Например, различные макроэкономические модели дают сильно различающиеся результаты проведенной бюджетной экспансии. К тому же неясно, каким образом необходимо распределять прибыль, полученную в результате успешной координации политики между участниками и как распределить между ними издержки по проведению переговоров и достижения политических соглашений. Результаты эмпирических исследований, опубликованные Френкелем, Гольдштейном и Мэнсоном в 1991 году, показывают, что выгода стран от координации международной политики составляет 3/4 экономии времени, однако, рост благосостояния в результате координации не так велик. Эмпирические исследования, проведенные на сегодняшний день, однако могут не охватить полного спектра преимуществ успешной координации макроэкономической политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В предыдущих главах были рассмотрены процессы урегулирования платежного баланса при системах гибких и фиксированных валютных курсов по отдельности, однако в этой главе оцениваются и сравниваются преимущества и недостатки гибкого по сравнению с фиксированным обменным курсом, а также достоинства и недостатки гибридных систем, сочетающих различные характерные черты обоих типов валютных курсов.

2. Аргументы в пользу системы гибкого валютного курса основываются на приписываемой ей большей эффективности рыночных мер и преимуществ для проведения экономической политики. Система гибкого валютного курса считается более эффективной по сравнению с фиксированной по следующим причинам: 1) для осуществления корректировки состояния платежного баланса она полагается только на изменения валютного курса, а не на изменение всех внутренних цен, 2) она сделает процесс урегулирования скорее гладким и непрерывным, чем случайный и глубокий; 3) она выявляет степень сравнительного преимущества страны в различных товарах.

Система гибкого валютного курса облегчает использование инструментов экономической политики, так как:

1) она высвобождает кредитно-денежную политику для осуществления чисто внутренних целей;

2) повышает эффективность кредитно-денежной (монетарной) политики;

3) позволяет каждой стране сделать свой собственный выбор приоритетов, инфляция или безработица;

4) она снимает опасность того, использования правительством валютного курса для достижения целей, которые достигаются при помощи других средств быстрее;

5) она устраняет издержки проведения государственных интервенций на рынках иностранных валют.

3. Доводы, свидетельствующие в пользу системы финансированного валютного курса, основываются на приписываемой ей меньшей изменчивости (нестабильности), на ожидании того стабилизирующей спекуляции меньшей инфляционности фиксированных курсов. Однако из результатов проведенного теоретического и эмпирического анализа, видно, что характер спекуляции не зависит от механизма формирования валютных курсов. С другой стороны, система гибкого валютного курса в основном является более эффективной и предоставляет странам большую гибкость при осуществлении их стабилизационной политики, однако при этом она в основном больше способствует росту инфляции, чем фиксированные валютные курсы, менее стабильна и подходит для стран, столкнувшихся с глубокими внутренними потрясениями. Эта система также может привести к очень большой изменчивости валютных курсов.

4. Оптимальная валютная зона или блок, представляет собой группу стран, чьи национальные валюты связаны при помощи постоянно фиксированных валютных курсов. Преимущества оптимальной валютной зоны состоит в следующем: 1) устраняет нестабильность появляющуюся в случае отсутствия постоянной фиксированности валютных курсов; 2) позволяет производителям рассматривать всю территорию этих стран в качестве единого роста; 3) ведет к большей стабильности уровня цен; 4) снижает издержки государственных интервенций, хеджирования и обмена одной валюты на другую внутри валютной зоны (в том случае, если принята единая валюта). Самым большим ее недостатком является невозможность проведения каждой страной по отдельности своей собственной независимой политики, финансовой стабилизации и экономического роста. Европейская валютная система начала свое существование в 1979 году и включала в себя создание ЭКЮ {европейской валютной единицы), поддержание уровня допустимых колебаний валютных курсов стран-членов ЕС внутри 2.25% валютного коридора, и основание европейского фонда валютного сотрудничества, обеспечивающего помощь в урегулировании платежного баланса в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В июне I9S9 года комитет, возглавляемый Маком Делором, президентом Европейской комиссии, рекомендовал трех этапный переход к валютному союзу с единой валютой и Европейским центральным банком в период с 1997 по 1999 год. В сентябре 1992 года Великобритания и Италия отказались отданного механизма валютных курсов, а с августа 1993 года допустимые границы колебаний валютных курсов в ЕС составили ± 15%.

5. Все системы фиксированных валютных курсов обычно допускают изменение валютных курсов в пределах четко ограниченных лимитов. Корректируемая система фиксированных валютных курсов позволяет странам производит, периодически изменения обменных курсов в случае устойчивого неравновесия платежного баланса. Недостатком корректируемой системы фиксированных валютных курсов является возможность возникновения дестабилизирующей спекуляции. Этот недостаток может устранить система ползучей привязки валютных курсов, при которой согласованные ранее паритеты изменяются в небольшом объеме и через небольшие конкретно оговоренные промежутки времени.

6. За несколько последних десятилетий мир стал очень взаимозависимым. Это сделало желательной и насущной координацию международной макроэкономической политики. Координация политики при существующей международной валютной системе происходит от случая к случаю н в очень ограниченном масштабе. Препятствия на этом пути появляются из-за отсутствия консенсуса по вопросу о необходимости фиксирования международной валютной системы, отсутствия согласия по вопросу о необходимых инструментах экономической политики, и из-за трудностей в определении того, как распределить выигрыш от успешной координации макроэкономической политики и издержки проведения переговоров и политических соглашений. Эмпирические проверки показывают, что рост благосостояния получений в результате координации не является очень значительным.

Rambler's Top100

Copyright © 2010