Главная

Регулируемые плавающие валютные курсы (управляемый флоатинг)

Даже в условиях стабилизирующей спекуляции, обменные курсы могут со временем изменяться из-за изменений реальных факторов в экономике в течении цикла. Дестабилизирующая спекуляция и ее рост могут увеличить эти внутренне присущие валютным курсам изменения. Как уже было показано, колебания валютных курсов порождают тенденцию к сохранению потока междугородней торговли н инвестиций. При регулируемой системе плавающих валютных курсов руководители кредитно-денежных организаций стран несут ответственность за проведение интервенций на рынках иностранных валют для того, чтобы смягчить кратковременные последствия колебаний валютных курсов без осуществления попыток воздействовать на долговременные тенденции развития валютных курсов. При успешном завершении этих мероприятий страна получает большую часть выгод, от фиксации курсов, пользуясь в то же самое время гибкостью для корректировки платежного баланса. Возможная трудность при этом состоит в том, что руководители финансовых ведомств могут находиться отнюдь не в лучшем положении по сравнению с профессиональными спекулянтами, инвесторами и торговцами, знающими истинные тенденции валютных курсов в долгосрочной перспективе. К счастью, знание долгосрочных перспектив вовсе необязательно для стабилизации кратковременных колебаний обменных курсов, если при этом страна проводит политику противодействия господствующим тенденциям. Эта политика предусматривает создание государством на рынке (не за счет международных резервов) небольшой порции избыточного спроса на иностранную валюту на короткий период (что сдерживает тенденцию национальной валюты к понижению) и абсорбирует (добавляя к своим резервам) часть избыточного предложения иностранной валюты на рынках так же на непродолжительное время (что сдерживает тенденцию роста национальной валюты). Это сокращает краткосрочные колебания валютных курсов без воздействия на их долговременные тенденции.

Заметим, что для устранения неравновесия платежного баланса в данном случае, при управляемом флоатинге необходимо привлекать еще и международные резервы, в то время как при системе свободно плавающих валютных курсов оно исправляется немедленно и автоматически изменениями обменных курсов (при условии стабильности рынка иностранных валют) без проведения любой интервенции государства и использования резервов. Однако система свободно плавающих валютных курсов сама по себе предполагает колебания обменного курса, которые управляемый флоатинг пытается сдержать.

Степень успешности предпринимаемых финансовыми властями стран мероприятии при регулируемом флоатинге по смягчению колебаний валютных курсов в краткосрочной перспективе зависит от того, какую часть избыточного спроса или предложения иностранной валюты ими вскоре удастся абсорбировать. Это, в свою очередь, зависит от их желания вмешиваться в деятельность рынков иностранных валют для их стабилизации н от объема резервов. Чем значительнее объем резервного фонда тем большей стабилизации валютных курсов может достичь страна.

Однако при этом существует опасность того, что если процедуру политики «противодействия господствующим тенденциям", рассмотренную выше, не расписать четко и детально заранее (как это было на практике до 1973 г), страна может поддаться искушению сделать обменный курс высоким (т.е. установить заниженный курс своей национальной валюты) для стимулирования экспорта. Это представляет собой замаскированную скрытую форму так называемой политики "разорения соседа" и побуждает другие страны, столкнувшиеся с увеличением своего импорта и уменьшением экспорта, к принятию ответных мер. Эту разновидность плавающих валютных курсов (флоатинга) иногда относят к так называемому "грязному плаванию. Таким образом, там, где отсутствуют четко определенные и строго соблюдаемые правила поведения, там существует опасность злоупотреблений и конфликтов, способных нанести ущерб беспрепятственному движению международной торговли и инвестиций.

С 1973 года в мире существовало несколько разновидностей системы управляемого флоатинга. По правде творя, эта система не была избрана странами свободно, а навязана им крахом Бреттон-Вудской системы в условиях хаоса на рынках иностранных валют и невыносимой дестабилизирующей спекуляции. В самом начале существования регулируемой системы плавающих валютных курсов были предприняты серьезные меры по определению специфических правил ее функционирования с тем, чтобы предотвратить, «грязное плавание" и неизбежно последующие за ним конфликты. Однако, все эти усилия не имели успеха. На практике ни лучшие надежды сторонников гибкого валютного курса, ни худшие опасения его противников не оправдались за последние 20 лет существования управляемого флоатинга. Абсолютно справедливым можно считать утверждение, что ни одна из систем фиксированных валютных курсов не смогла бы выжить в великом хаосе 70-х годов XX века, последовавшем за резким увеличением цен на нефть и последующей инфляцией и спадом производства во всем мире.

Однако резкое повышение курса доллара США в период с 1980 по февраль 1985 гола и последовавшее за этим равное падение его стоимости определенно показало, что значительное неравновесие валютных курсов может повышаться и сохраняться затем на протяжении нескольких лет при современной регулируемой системе плавающих валютных курсов. Это возобновило призывы к проведению реформы существующей международной валютной системы по направлению установления целых зон допустимых колебаний для ведущих валют и более тесного международного сотрудничества и координации внешнеэкономической политики ведущими мировыми державами.

Механизм валютных курсов стра-членов МВФ
В таблице приводятся классификация механизма валютных курсов 172 из 178 стран-членов МВФ в 1993 году (6 стран еще не предоставили МВФ сведений о механизме своих валютных курсов). Таблица показывает, что 76 стран функционировали в условиях системы фиксированного валютного курса различных типов, среди них в основном небольшие развивающиеся страны, многие из которых привязали свои обменные курсы к валюте своего основного внешторгового партнера. Причина этого состоит в том, чтобы ограничить колебания импортных и экспортных цен, и достичь большей стабильности производства и занятности, чем при гибком курсе. Развивающиеся страны с большим числом основных внешторговых партнеров привязали свою валюту к "корзинке", или набору валют.
Из 76 стран с фиксированным валютным курсом 20 привязали свою национальную валюту к доллару США (в основном страны Центральной Америки, Карибские государства Африки и Ближнего и Среднего Востока), 14 - к французскому франку (в основном бывшие французские колонии в Африке), 5 к российскому рублю (некоторые республики бывшего СССР), 7 - к другим валютам, 4 - к специальным правам заимствования СДР, и 26 - скорее к "корзине", или набору валют чем к какой-либо определенной валюте. Валютная корзина, также как и СДР (являются средневзвешенной корзиной из валют США, Германии, Японии, Франции и Великобритании) гораздо более стабильна, чем одна валюты и, таким образом, ведет к меньшей изменчивости.
Среди тех стран, которые ввели гибкие валютные курсы в том или ином виде, 4 имеют ограниченную гибкость по отношению к одной валюте, 9 из 12 стран-членов ЕС согласовывают свой средний курс и совместно ограничивают колебания, 4 регулируют валютные курсы по набору индикаторов в 27 странах введен управляемый флоатинг, а остальные 52 страны имеют в основном свободно плавающий гибкий валютный курс. Таким образом, можно увидеть значительное разнообразие механизма установления валютных курсов, существовавших в 1993 году.

Механизм установления валютных курсов стран-участии МВТ в 1993 году

Режим валютных курсов Число стран
Валютная привязка к:
  доллару США 20
  французскому франку 14
  российскому рублю 5
  другая валюта 7
  СДР 4
  другим валютным корзинам 26
 
Фиксированные курсы, всего 76
Гибкость, ограниченная по отношению к одной валюте 4
Валютное сотрудничество 9
Регулируемое согласно набору индикаторов 4
Управляемый флоатинг 27
Независимо свободно плавающий курс 52
Гибкие курсы, всего 97
 
Всего стран 172

Как видно из Таблицы, 96 в 1993 году из 178 стран-членов МВФ избрали тот или иной вид гибкого валютного курса. Среди них были все ведущие индустриальные страны (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада) и некоторые из крупных развивающихся и (Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Мексика, Филиппины и Корея). В добавление к этому примерно 4/5 общего объема мировой торговли сегодня приходится на страны, существующие при той или иной форме гибкости валютных курсов. Остальные страны-члены МВФ избрали фиксированные свои валютные курсы.

Таким образом, существующая система демонстрирует значительную степень гибкости и более или менее позволяет каждой стране выбирать тот валютный режим, который больше всего отвечает ее предпочтениям и обстоятельствам. В основном большую степень гибкости валютных курсов избирают для себя крупнейшие индустриальные страны и страны с более высоким уровнем инфляции по сравнению с остальным миром, а не малые развивающиеся страны и страны с открытой экономикой и с ярко выраженной специализацией. По ямайскому соглашению 1976 года (признавшему' в основных чертах регулируемую систему плавающих валютных курсов, функционирующую "de facto" с 1973 года) страна может изменять свой режим валютных курсов, а эти изменения рассматриваются как ее внутренние до тех пор пока они не станут разрушительными для ее торговых партнеров и для мировой экономики.

Rambler's Top100

Copyright © 2010