Главная

Европейская Валютная Система

В марте 1979 года Европейский союз или ЕС (называвшийся ранее Европейским экономическим сообществом или ЕЭС) заявил об организации Европейской валютной системы как ступени к большей степени интеграции среди своих членов, включая конечную цель создания единой валюты и центрального банка всех стран сообщества. Основными чертами Европейской Валютной системы являются следующие:

1) была создана европейская расчетная валютная единица (ЭКЮ), состоящая из средневзвешенных долей валюта стран-членов ЕС;

2) колебания валютных курсов стран-членов ЕС допускались в границах 2.25% с каждой стороны от согласованного среднего курса или паритета (6% коридор был установлен для английского фунта стерлингов и испанской песеты; Греция и Португалия присоединились к соглашению позже).

Таким образом Европейская валютная система была создана с одной стороны как система фиксированных, а с другой как система привязанных друг к другу валютных курсов, с тем чтобы валюты стран-членов ЕС совместно изменяли свой курс по отношению к доллару. Однако начиная с сентября 1992 года система стала подвергаться сильным нападкам и с августа 1993 года границы допустимых колебаний были расширены с ?2.5% до=15%:

3) Основание Европейского фонда валютного сотрудничества для того, чтобы обеспечить помощь своим членам в смягчении кратко- и долговременных затруднений с платежным балансом.

Анатомия валютного кризиса: крушение механизма валютных курсов ЕС
В сентябре 1992 года Великобритания и Италия отказались от Механизма валютных курсов, который допускал колебания валют стран-членов ЕС только внутри четко ограниченного коридора, за эти в период с сентября 1992 года по май 193 года последовала девальвация испанской песеты, португального эскудо и ирландского фунта. Высокие ставки процента в Германии, отражающие инфляционные пресс (возникший из высокой цены реструктурирования экономики Восточной Германии) сделали немецкую марку сильной по сравнению с другими валютами и несут ответственность за напряженность европейской валютной системы.
Перед лицо углубления спада производства и растущей безработицы Великобритания и Италия сочли, что цена поддержки валютных курсов в рамках европейской валютной системы становится слишком высокой и отказались от нее. Это позволило этим странам снизить процентные ставки и стимулировать экономический рост.
Однако это не стало концом проблемы. В понедельник 2-го августа 1993 г. рухнул целый механизм Европейской валютной системы. Валютный кризис спровоцировал Бундесбанк, немецкий центральный банк, отказавшийся снизить норму дисконтирования, на что рассчитывали многие финансовые аналитики и работающие с иностранными валютами организации. Спекулянты ответили на это сбраживанием в большом количестве национальных валют Франции, Дании, Испании, Португалии и Бельгии (Великобритания и Италия, к тому времени уже покинувшие Европейскую валютную систему непосредственно не пострадали). После проведения широкомасштабной интервенции на рынке зарубежных валют (особенно Банком Франции) из-за неспособности Бундесбанка положить конце массированному удару спекуляции, министры финансов стран-членов ЕС договорились об отмене жестких рамок колебаний валютных курсов +-2,5% и заменили их на более широкие границы - в плюс-минус 15 процентов с каждой стороны от их среднего значения
Во время кризиса для поддержания французского франка и других валют Бунбесбанк продал марок более чем на $35 трлн., а общие расходы на проведение валютных интервенций всех центральных банков превысили сумму в 100 трлн. Долларов. Однако, даже с ежедневно проходящим по валютным рынкам 1 трлн. долларов, такая широкомасштабная интервенция не смогла противостоять массированной атаке спекуляции и включить рыночные механизмы. Значительное расширение допустимых границ колебаний валютных курсов привело к дальнейшему обесцениванию валют в стране ЕС по сравнению с немецкой маркой и положило конец спекулятивному натиску. Это также позволило этим странам снизить ставки процента для противостояния рецессии. Любая попытка со стороны других стран снизить свои ставки процента перед лицом высоких ставок в ФРГ могла бы быть только бесполезной, и привести к оттоку капитала только до кризиса европейской валютной системы.

Кoгда колебания курса национальной валюты страны-члена соглашения достигают 75% от установленного "порога отклонения", тогда необходимо продумать, какие меры предотвратят его выход из допустимого коридора. Если валютный курс достиг границ своего коридора, тотда одновременно странами с сильной и слабой национальной валютой проводятся интервенции на валютных рынках. Например, если курс французского франка понизился до своего верхнего предела по отношению к немецкой марке, то в этом случае Центральный банк Франции должен продавать дойчмарки (ДМ) из своих валютных резервов, а центральный банк ФРГ (Бундестаг) обязан предоставить необходимое количество ДМ Франции.

Страны - члены Европейского фонда валютного сотрудничества установили размер квоты, 20% которой необходимо предоставить золотом (по рыночной цене) и остальное - в долларах в обмен на ЭКЮ. Объем ЭКЮ растет очень быстро, т.к. страны конвертируют все больше и больше золота и долларов в ЭКЮ. Таким образом, ЭКЮ стал валютным международным резервом и средством валютной интервенции, и уже может соперничать с долларом США по своей значимости. Одним из преимуществ ЭКЮ является его гораздо большая по сравнению с любой национальной валютой стабильность. Ожидалось, что ЕФВС в скором времени трансформируется в Центральный банк ЕС. К началу 1994 года объем общих международных резервов этой организации составил примерно 50 триллионов долларов США, а курс ЭКЮ по отношению к американскому доллару в то время составлял $1.12.

В период с-марта 1979 года по сентябрь 1992 года к европейской валютной системе присоединилось всего 11 стран. Страны с высоким уровнем инфляции, такие как Великобритания и Италия, были вынуждены периодически осуществлять девальвацию своей валюты по отношению к ЭКЮ для того, чтобы сохранять конкурентоспособность по сравнению со странами с низкой инфляцией, такой как Германия. Это выявило фундаментальную слабость европейской валютной системы и ее неспособность удерживать валютные курсы стран-членов внутри установленных рамок без одновременного согласования кредитно-денежной, бюджетной, налоговой и пр. политики. Как отмечали в 1992 году Франтиани и Ван Хаген, инфляция в Италии и Великобритании сдерживалась присутствием Германии в ЕВС; это уменьшало необходимость повышения курса немецкой марки. Тем не менее, Великобритания и Италия платили за постепенное приближение к низкому уровню инфляции в Германии, достаточно высокую цену - повышение безработицы Желание части ЕС стабилизировать обменные курсы становится понятным, если вспомнить значительные колебания валютных курсов в период с 1973 года (см. Пример 21-2). Эмпирические проверки (см. Джиавацци и Джованини, 1989 г. и Мак-Дональд и Тейлор 1991 г.) показали, что по крайней мере до сентября 1992 года разрыв номинального н реального обмена курса и предложение валюты в странах - членах ЕВС были меньшими, чем среди стран, не входящих в него.

В тоне 1989 года комитет, возглавляемый Жаком Делором, президентом Европейской комиссии, предложил создание полного валютного союза в 3 стадии. На первом этапе, начавшемся в июле 1990 года, должно было произойти сближение основных макроэкономических показателей и установление тесного сотрудничества в кредитно-денежной и бюджетной политике; так же должны были быть отменены все ограничения на движение капитала внутри ЕС. В декабре 1991 года, после совещания в голландском городе Маастрихт, началась вторая стадия интеграции. Она предусматривала образование Европейского Валютного Института (ЕВИ) как приемника Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) для еще большей координации макроэкономической политики стран-участниц и сокращения разрыва ставок процента к январю 1994 года.

На третьем этапе, с 1997 по 199 9г. г., предполагалось образовать валютный союз и с установить единую валюту для всех стран-членов и организовать Европейский Центральный Банк, который бы имел право проводи интервенции на валютных рынках н проводил операции на открытых рынках. Это значит, что страны-участницы отказались бы от независимой денежно-кредитной политики и независимого контроля над денежным предложением. Кроме того, они не располагали бы полной свободой в проведении бюджетной политики. С образованием общего центрального банка центральные банки каждой страны получили бы новые функции, не отличающиеся от Федеральной Резервной системы США.

Маастрихтский ДОГОВОР определил несколько условий присоединения стран к валютному союзу (критериев конвергенции):

1) уровень инфляции не может превышать 1.5 процентных пункта от среднего уровня инфляции трех стран-членов ЕС с ее наиболее низким уровнем.

2) бюджетный дефицит не может составлять более 3% ВВП, а общий государственный долг 60% ВВП.

3) в долгосрочной перспективе процентные ставки не должны превысить более чем на 2 пункта среднее арифметические от ставок % трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.

4) средний валютный курс не должен опускаться ниже, чем на 2.25% от среднего уровня ЕВС за 2 года, предшествовавших присоединению страны.

К 1991 году только Франция и Люксембург удовлетворяли всем этим критериям. В 1991 году объединение Германии привело к увеличению в ней дефицита государственного бюджета до 5% ВВП. Италия с бюджетным дефицитом в размере 10% ВВП и общим размером государственного долга, превысившим 100% ВВП, не соответствовала ни одному из определенных условий присоединения.

Европейская комиссия рассчитывала, что создание единой валюты и устранение издержек, возникающих при обмене валют внутри ЕС, сэкономит от $18 до $26 трлн. ежегодно. Последующее за этим снижение инфляции сможет повысить экономический рост на 0.3%. Устранение риска колебании валютных курсов также способствует привлечению инвестиций и повысит способность Сообщества (как единого целого) противостоять внешним экономическим потрясениям, таким как новый нефтяной кризис.

Однако Великобритания из-за опасения потери большей части своей независимости постоянно пыталась замедлить продвижение ЕС к более тесному экономическому и политическому союзу и отказалась дать обещание об отмене своей национальной валюты - фунта стерлингов или о принятии общего Трудового законодательства. Также затруднили продвижение на пути к валютному единству различия в культуре, науке и национальном характере. Предполагаемое принятие в ЕС Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции в 1995 и новых демократических государств Восточной Европы в более позднее время также сильно усложняет обстановку. Тем не менее, Маастрихтский договор драматически повысил возможность появления реальных Соединенных Штатов Европы в предстоящем десятилетии. Европейская валютная система, начав свое существование в сентябре 1992 года, попала под сильное давление, достигшее пика в августе 1993 года и затормозившее прогресс на пути к валютному союзу.

Rambler's Top100

Copyright © 2010