![]() | |
Главная
|
Другие виды прямого контроля и международное сотрудничествоГосударственные власти иногда вводят прямой контроль для того, чтобы достичь чисто внутренней цели, такой, как контроль над инфляцией, когда политика более общего плана оказывается несостоятельной. Например, в 1971 году Соединенные Штаты ввели контроль над ценами и заработной платой, или перешли к проведению политики регулирования доходов, в целях контроля над инфляцией. Однако, этот контроль над ценами и заработной платой оказался не очень успешным и был позднее отменен. С точки зрения экономической эффективности следует предпочесть кредитно-денежную политику, бюджетно-налоговую политику и изменение валютного курса прямому контролю над внутренней экономикой, международной торговлей и международными финансами. Причина этого заключается в том, что прямой контроль часто нарушает функционирование рыночного механизма, в то время, как более общего плана политика изменения расходов и политика переключения расходов проводятся посредством рыночного механизма. Тем не менее, в случае, когда эти направления политики более общего плана требуют слишком больших затрат времени на проведение в жизнь, когда их влияние не определено и когда возникшая проблема затрагивает только один спектр экономики, страны могут обратиться к прямому контролю, как временной мере для достижения конкретных целей. Примером этому могут служить "добровольные" экспортные квоты на японские автомобили, о которых была достигнута договоренность с США в 1981 году. В целом требуется очень высокий уровень международного сотрудничества, чтобы прямой контроль и другие направления политики были эффективны. Например, введение какой-либо страной импортной квоты может вызвать ответные меры других стран, затронутых этим шагом (что, следовательно, сводит на нет воздействие квоты), если только эти страны не провели заранее консультации, не достигли взаимопонимания и не согласились, что данная временная мера необходима. То же самое справедливо в отношении валютного курса, который какая-либо страна стремится поддержать. (Весьма важное исключение из правил произошло в начале 1990-ых годов, когда США позволили доллару серьезно обесцениться по отношению к японской йене, вопреки желанию Японии, в попытке сократить большой и продолжительный дефицит торгового баланса США с Японией.) Аналогичным образом, увеличение процентной ставки страной ради привлечения большого иностранного капитала может совершенно не достичь этой цели, если другие страны повысят свои процентные ставки на ту же величину с тем, чтобы сохранить в неизменности международные различия процентных ставок. Резюме 1. Политика регулирования необходима, потому что механизмы автоматической адаптации, обсужденные в предыдущих двух главах, имеют нежелательные побочные эффекты. Наиболее важными экономическими целями стран являются внутреннее и внешнее равновесия. Внутреннее равновесие характеризуется полной занятостью и стабильностью цен. Внешнее равновесие характеризуется равновесием платежного баланса. Для того, чтобы достичь этих целей, страны имеют в своем распоряжении политику изменения расходов (то есть бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику) и политику переключения расходов (девальвация или ревальвация). В соответствии с принципом классификации эффективного рынка каждому направлению политики необходимо подобрать такую цель, в достижении которой оно проявит наивысшую эффективность. 2. На диаграмме Свона, кривая ЕЕ, имеющая положительный наклон, показывает различные сочетания валютных курсов и внутренней абсорбции, которые приводят к внешнему равновесию. Слева от ЕЕ мы имеем внешние положительные сальдо, а справа - внешние дефициты. Кривая YY, имеющая отрицательный наклон, показывает различные сочетания валютных курсов и внутренней абсорбции, которые приводят к внутреннему равновесию. Слева от YY существует безработица, а справа - инфляция. Пересечение кривых ЕЕ и YY определяет четыре возможные зоны внешнего и внутреннего равновесия и помогает нам определить синтез направлений политики, требуемый для достижения внутреннего и внешнего равновесия одновременно (дается точкой пересечения двух кривых). 3. Товарный рынок находится в равновесии тогда, когда величина спроса на товары и услуги равна величине их предложения. Денежный рынок находится в равновесии тогда, когда спрос на деньги для сделок и в спекулятивных целях равен заданному предложению денег. Платежный баланс находится в равновесии всякий раз, когда дефицит торгового баланса уравновешен равным по величине чистым притоком капитала или положительное сальдо торгового баланса уравновешено равным по величине чистым оттоком капитала. Кривые IS, LM и FE показывают различные сочетания процентных ставок и национального дохода, при которых товарный рынок, денежный рынок н платежный баланс, соответственно, находятся в равновесии. Кривая IS имеет отрицательный наклон, тогда как кривые LM и FE обычно имеют положительный наклон. Чем в большей степени реагируют потоки капитала на изменения процентной ставки, тем более полого проходит кривая FE. Если эти кривые пересекаются в одной точке, указанные три рынка находятся одновременно в равновесии в этой точке. 4. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика смещает кривую IS вправо, а жесткая кредитно-денежная политика смешает кривую LM влево, но обе эти политики не изменяют положения кривой FE, пока валютный курс сохраняется фиксированным. Находясь первоначально в точке, где наблюдаются внутренняя безработица и внешнее равновесие, страна может достичь внутреннего и внешнего равновесия одновременно путем проведения соответствующих стимулирующей бюджетно-налоговой политики и жесткой кредитно-денежной политики при сохранении валютного курса неизменным. Тот же самый синтез направлений политики требуется стране для того, чтобы достичь внутреннего и внешнего равновесия, начиная движение из точки, где наблюдается внутренняя безработица и внешний дефицит. При абсолютно эластичном движении капитала и горизонтальной кривой FE, кредитно-денежная политика является полностью неэффективной и страна может достичь внутреннего и внешнего равновесия с помощью проведения исключительно бюджетно-налоговой политики в условиях системы фиксированного валютного курса. 5. Линии IB и ЕВ показывают различные сочетания бюджетно-налоговой и кредитно- денежной политики, которая требуется для того, чтобы страна достигла соответственно внутреннего и внешнего равновесия. Обе линии имеют положительный наклон, но кривая ЕВ проходит более палого, или она более эффективна для достижения внешнего равновесия, потому что кредитно-денежная политика также вызывает краткосрочное международное движение капитала. Страна должна использовать бюджетно-налоговую политику для достижения внутреннего равновесия и кредитно-денежную политику - для достижения внешнего равновесия. Если страна все делает наоборот, она отдалится все дальше и дальше от внутреннего и внешнего равновесия. Этот синтез направлений политики подходит только для краткосрочного периода. В долгосрочном периоде достижение внешнего равновесия может потребовать изменения валютного курса. Возникновение инфляции до того, как в экономике достигнуто состояние полной занятости заставляет преследовать в качестве третьей цели правительства поддержание стабильности цен. Экономический рост может быть четвертой целью. Следовательно, обычно требуются четыре направления политики. С середины 1980-ых годов Соединенные Штаты выступали за скоординированные усилия ведущих развитых стран по достижению этих целей. 6. Прямой контроль можно классифицировать на внешнеторговый контроль, валютные контроль и другие разновидности. Внешнеторговый контроль характеризуется тарифами, квотами, предварительными депозитами для оплаты импорта и другими избирательными ограничениями на потоки международной торговли. Валютный контроль включает ограничения на международное движение капитала, вмешательство государства на срочном рынке и множественные валютные курсы. Другим видом прямого контроля является контроль над ценами и заработной платой, который используется для снижения инфляции, когда политика более общего плана оказывается несостоятельной. В целом, прямой контроль ведет к неэффективности экономики, поскольку он часто нарушает функционирование рыночного механизма. Для того, чтобы прямой контроль и другие направления политики были эффективны, часто бывает важно наладить международное сотрудничество. |
![]() |
Copyright © 2010