Главная

Валютный контроль

Переходя к изучению финансового или валютного контроля, можно выявить, что время от времени развитые страны вводят ограничения на экспорт капитала, когда имеют дефицит платежного баланса, или на импорт капитала при положительном сальдо. Например, в 1963 году Соединенные Штаты установили налог на выравнивание процентной ставки на экспорт капитала в форме портфельных инвестиций и добровольные (позднее принудительные) ограничения на прямые заграничные инвестиции в целях снижения дефицита платежного баланса. Однако, в то время, как эти меры улучшили баланс текущих операций США, они определенно вызвали падение экспорта США и последующего притока процентных платежей и прибылей от иностранных инвестиций США при неопределенном чистом эффекте на общее состояние платежного баланса.

С другой стороны, Западная Германия и Швейцария стремились создать препятствия на пути импорта капитала, позволяя процентным ставкам по иностранным депозитам снижаться вплоть до нулевого уровня, что обосновывалось крупными положительными сальдо их платежных балансов и задачей изолировать их экономику от инфляционного давления на мировых рынках. В конце 1960-х - начале 1970-х годов Франция и Бельгия учредили рынок иностранной валюты с двусторонней привязкой и позволили снизиться валютному курсу по сделкам с капиталом (то есть произошло удорожание "финансового франка") в результате большого протока капитала, поддерживая, в то же время, более высокий валютный курс по текущим операциям (то есть по "коммерческому франку"), с целью не препятствовать своему экспорту и поощрять импорт. Италия поддерживала рынок иностранной валюты с двойной привязкой в течение многих лет после крушения Бреттон-Вудской системы в 1971 году, несмотря на то, что было трудно в административном плане и дорогостояще в финансовом поддерживать раздельное существование двух рынков. Кроме того, развитые страны, сталкивающиеся с положительным сальдо платежного баланса и громадным притоком капитала, часто предпринимали продажу своей валюты на срочном (форвардном) рынке для того, чтобы увеличить форвардный дисконт и воспрепятствовать притоку капитала. С другой стороны, страны с дефицитом платежного баланса часто предпринимали покупку своей валюты на срочном рынке с тем, чтобы что бы увеличить форвардную премию по своей валюте и воспрепятствовать оттоку капитала. Денежные средства на совершение таких форвардных покупок часто одалживались у стран с положительным сальдо. Например, в соответствии с Генеральными соглашениями о заимствовании, согласованными в рамках Международного валютного фонда в 1962 году (и впоследствии продленными несколько раз), группа Десяти лидирующих развитых стран (Соединенные Штаты, Великобритания, Западная Германия, Япония, Франция, Италия, Канада, Голландия, Бельгия н Швеция) договорились предоставить займ до 30 млрд. долларов любой стране - члену группы, которая имеет крупный краткосрочный отток капитала. Однако, в условиях быстрой глобализации и интеграции рынков капитала, которая произошла в 1980-е годы - начале 1990-х годов, развитые страны отменили большую часть ограничений на международное движение капитала.

С другой стороны, большинство развивающихся стран имеет ту или иную разновидность валютного контроля. Наиболее распространены множественные валютные курсы, когда более высокий валютный курс устанавливается на импорт предметов роскоши и второстепенных товаров, а низкий валютный курс - на импорт товаров первой необходимости. Более высокий валютный курс на предметы роскоши и второстепенные товары делает эти иностранные товары более дорогами для внутренних покупателей и препятствует их ввозу, тогда как более низкий валютный курс на необходимые товары (таких, как капитальное оборудование, которое считается необходимым для экономического развития) делает эти товары более дешевыми для внутренних потребителей и поощряет их ввоз. Крайней формой валютного контроля считается требование к экспортерам и другим получателям дохода в иностранной валюте передать всю свою заработанную валюту финансовым органам, которые затем начинают распределять имеющиеся резервы иностранной валюты между импортерами посредством импортных лицензий и по различным валютным курсам в зависимости оттого, насколько важным считают финансовые органы конкретный импортируемый товар. Это, однако, поощряет возникновение черных рынков, трансфертного ценообразования и разгул коррупции. Далее дается обзор важнейших форм валютного контроля в 178 странах - членах Международного валютного фонда.

Прямой контроль над международными сделками в различных странах мира
В таблице суммируются данные по тем странам из общего числа 178 стран-членов Международного валютного фонда (МВФ), которые ввели прямой контроль над международными сделками в 1993-м году. Прямой контроль может принимать многие формы, но к наиболее важным формам, которые выделяются в таблице, относятся множественные валютные курсы, ограничение в расчетах по текущим операциям или по сделкам с капиталом, дополнительная плата за импорт, или предварительные депозит для оплаты импорта, требования обязательной сдачи государству или возвращения в данную страну доходов от экспорта. Из таблицы следует, что наиболее распространенными формами контроля над международными сделками в различных странах обязательной части государству или возвращения в данную страну доходов от экспорта. Только двадцать четыре из стран-членов МВФ не имели никаких видов валютного контроля, отмеченных в таблице. К ним относятся все ведущие развитые страны, за исключением Франции, Италии, Норвегии и Швеции, и некоторые развивающиеся страны, как, например, Гонконг, Сингапур и Кувейт.

Прямой контроль над международными сделками в странах-членах МВФ в 1993 году

Тип ограничений Число стран
А. Множественные валютные курсы  
1. Для некоторые или всех сделок с капиталом и услугами 43
2. Более, чем один валютный курс для импорта 32
3. Более, чем один валютный курс для экспорта 31
4. Валютный курс на импорт, оличный от валютного курса на экспорт 33
В. Ограничения расчетов  
1. Для сделок по текущим операциям 92
2. Для сделок с капиталом 138
С. Ограничения импорта  
1. Дополнительная плата за импорт 50
2. Предварительные депозиты для оплаты импорта 15
D. Требование обязательной сдачи государству или возвращения в данную страну доходов от экспорта 136

Rambler's Top100

Copyright © 2010