Главная

Синтез направлений политики в реальном мире

Если рассмотреть синтез направлений политики, который Соединенные Штаты и другие ведущие развитые страны фактически проводили в период 1950-ых и 1960-ых годов, когда были установлены фиксированные валютные курсы, то можно сделать вывод, что большинство этих стран обычно использовали бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для того, чтобы достичь внутреннего равновесия и меняли свои цели только в том случае, когда нарушения внешнего равновесия были столь серьезны, что их нельзя было больше игнорировать. Но даже тогда эти страны неохотно использовали кредитно-денежную политику для корректировки внешнего неравновесия и предпочитали вместо этого использовать прямой контроль над движением капитала (это будет обсуждаться в следующем разделе).

В течение периода гибких, но управляемых валютных курсов после 1971 года ведущие развитые страны были склонны, по большей части, придать валютному курсу функцию приспособления к внешнему неравновесию и обычно направляли бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику на достижение внутреннего равновесия. Действительно, во время нефтяного кризиса 1970-ых годов страны даже попытались управлять валютным курсом в целях поддержки юс усилий по сдерживанию инфляционного давления в национальной экономике. Однако, поскольку для финансовых рынков было характерным быстрое изменение ожиданий и процесс адаптации протекал для них гораздо быстрее, чем на реальных рынках (то - есть экспортных и импортных товаров), существовала высокая степень изменчивости и отклонения валютных курсов от равновесного состояния. Так как в первой половине 1980-ых годов инфляционное давление снизилось, ведущие развитые страны в своем большинстве продолжали проведение бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики в целях достижения внутреннего равновесия, но (за исключением США) время от времени перенацеливали кредитно-денежную политику на достижение внешнего равновесия в связи с попытками перехода к управляемым валютным курсам.

К 1985 году стало очевидным, что курс доллара был очень серьезно завышен и чисто рыночные силы не вызывали его понижения. Огромный бюджетный дефицит Соединенных Штатов удерживал реальную процентную ставку на более высоком уровне в США, чем в других странах и это вызвало очень крупный приток капитала в Соединенные Штаты, в результате чего доллар оказался значительно переоцененным, появились громадные дефициты торгового баланса США и раздались призывы к протекционизму (смотрите раздел 14.5). Ответной реакцией явилось осуществление Соединенными Штатами совместно с четырьмя ведущими развитыми странами (Германия, Япония, Франция и Великобритания) скоординированной международной попытки вмешательства на рынках иностранной валюты с тем, чтобы скорректировать завышенный курс доллара. Начиная с 1986 года США также выступали за одновременное, равное и скоординированное снижение процентных ставок в ведущих странах для того, чтобы стимулировать экономический рост и сократить безработицу, не влияя напрямую на торговлю и движение капитала.

Достигнув наивысшего уровня своего валютного курса в феврале 1985 года, доллар довольно неуклонно обесценивался до конца 1990 года, хотя дефицит баланса текущих операций США не начал сокращался раньше, чем в конце 1987 года. В 1990 и 1991 голах воссоединенная Германия резко повысила свои процентные ставки, чтобы избежать инфляционного давления на внутреннем рынке, стимулировать национальные сбережения и привлечь иностранный капитал для финансовой поддержки структурных преобразований экономики Восточной Германии, тогда как Соединенные Штаты и другие развитые страны Европы понизили свои процентные ставки затем, чтобы оживить экономику и преодолеть спад. Таким образом, ведущие развитые страны продолжали отдавать приоритет внутреннему равновесию и направляли кредитно денежную политику на достижение скорее внутреннего, чем внешнего равновесия. Далее обзор бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики США после 1981 года.

Макроэкономические данные США, 1981-1992 гг.

Год 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992
1. Рост реального ВВП
(процентов в год)
1.6 -2.3 3.8 6.0 2.9 2.8 3.0 4.0 2.4 1.1 -1.2 2.0
2. Рост предложения денег
(процентов в год)
7.1 6.6 11.1 7.0 9.2 13.4 9.6 4.3 0.9 3.8 6.1 13.4
3. Бюджетный дефицит
(как процент от ВВП)
1.0 3.6 3.8 2.3 3.1 3..4 2.5 2.0 1.5 2.5 6.1 12.6
4. Процентные ставки
(в годовом исчислении)
14.1 10.7 8.6 9.6 7.5 6.0 5.8 6.7 8.1 7.5 5.4 3.5
5. Темп инфляции
(процентов в год)
10.3 6.2 3.2 4.3 3.6 1.9 3.7 4.0 4.8 5.0 4.2 3.5
6. Эффективный валютный курс
(единица иностранной валюты за доллар)
78.2 87.5 91.4 96.7 100.0 84.0 75.7 71.2 73.6 69.5 68.3 66.7
7. Баланс текущих операций
(как процент от ВВП)
0.3 -0.2 -1.2 -2.6 -3.1 -3.5 -3.7 -2.6 -1.9 -1.7 -0.1 -1.1

Rambler's Top100

Copyright © 2010