Главная

Макроэкономическая теория в условиях открытой экономики: политика регулирования

В этой главе изучается политика регулирования, которая используется для достижения полной занятости со стабильностью цен и равновесием платежного баланса. Необходимость проведения политики регулирования вызывается тем, что механизм автоматической адаптации имеет серьезные нежелательные побочные эффекты. Среди тех, кто наиболее настаивал на переносе акцента с механизмов автоматической адаптации на политику регулирования, был экономист Мид.

Самыми важными экономическими целями, которые стремятся достичь страны, являются: (1) внутреннее равновесие (2) внешнее равновесие, (3) целесообразный темп экономического роста и (4) справедливое распределение дохода. Внутреннее равновесие характеризуется полной занятостью, что означает норму безработицы, составляющую не более 2-3 процента в год (так называемая фрикционная безработица, возникающая з процессе перемены мест работы) и темп инфляции величиной не более 2-3 процента в год. Внешнее равновесие характеризуется равновесием платежного баланса (или желаемым временным нарушением равновесия, таким как положительное сальдо, которое страна может стремиться получить с целью пополнения своих истощенных международных резервов). В целом, страны считают приоритетной целью внутреннее, а не внешнее равновесие, но они иногда вынуждены изменить свой приоритет, когда сталкиваются с серьезными и продолжительными нарушениями внешнего равновесия.

В целях достижения вышеуказанных целей страны располагают следующими направлениями экономической политики: (1) политика изменения расходов, или политика спроса, (2) политика переключения расходов и (3) прямой контроль. Политика изменения расходов включает как бюджетно-налоговую, так и кредитно-денежную политику. Бюджетно-налоговая политика проводится путем изменения государственных расходов, налогов или их вместе взятых. Стимулирующей называется такая бюджетно-налоговая политика, когда увеличиваются государственные расходы и/или сокращаются налога. Эти меры ведут к расширению внутреннего производства и национального дохода путем мультипликационного процесса (также как в случае роста внутренних инвестиций или экспорта) и вызывают рост импорта (величина которого зависит от предельной склонности к импорту страны). Сдерживающая бюджетно-налоговая политика характеризуется сокращением государственных расходов и/или ростом налогов, что в каждом случае ведет к снижению внутреннего производства и национального дохода и вызывает падение импорта.

Кредитно-денежная политика заключается в изменении предложения денег в стране, что влияет на внутренние процентные ставки. Кредитно-денежная политика называется политикой дешевых денег и/или мягкой политикой, если происходит рост предложения денег и процентные ставки падают. Это приводит к росту уровня инвестиций и национального дохода (путем мультипликационного процесса) и вызывает повышение импорта. В то же время, понижение процентной ставки вызывает краткосрочный отток капитала или сокращение притока капитала. С другой стороны, кредитно-денежная политика, называемая политикой дорогих денег или жесткой политикой, характеризуется снижением предложения денег в стране и повышением процентной ставки. Эта мера препятствует росту инвестиций, национального дохода и импорта, а также ведет к краткосрочному притоку капитала или снижению оттока капитала.

Политика переключения расходов характеризуется изменениями валютного курса (то есть проведением девальвации или ревальвации). Девальвация переключает расходы с приобретения иностранных товаров на приобретение отечественных и может использоваться для ликвидации или сокращения дефицита платежного баланса страны. Но она также увеличивает внутреннее производство и это вызывает рост импорта, который отчасти сводит на нет первоначальное улучшение торгового баланса. Ревальвация переключает расходы с приобретения отечественных на приобретение иностранных товаров и может использоваться для ликвидации или сокращения положительного сальдо платежного баланса страны. Она также сокращает внутреннее производство и, впоследствии, ведет к падению импорта, которое отчасти сводит на нет воздействие ревальвации.

Прямой контроль состоит из тарифов, квот и других ограничений на поток международной торговли и капитала. Он также представляет собой политику переключения расходов, но может быть направлен на решение специфических проблем платежного баланса (в противоположность девальвации или ревальвации, которые представляют общую политику и применяются при решении всех проблем одновременно). Прямой контроль в форме контроля нал ценами и заработной платой может также использоваться для предотвращения инфляции, когда другие направления политики терпят провал.

Имея перед собой многочисленные цели и располагая несколькими направлениями политики, страна должна решить, какую политику следует использовать, чтобы достичь каждой из своих целей. Как указывал Тинберген (лауреат Нобелевской премии по экономике в 1969 году), стране обычно требуется такое же количество эффективных направлений политики, как и количество имеющихся независимых целей. Если страна имеет две цели, ей обычно требуются два направления политики, чтобы полностью выполнить эти две задачи: если она имеет три цели, ей требуется три направления и т.д. Иногда направление политики, нацеленное на достижение конкретной цели, также помогает стране приблизиться к другой цели. Например, стимулирующая бюджетно-налоговая политика, направленная на ликвидацию безработицы в стране, также сократит положительное сальдо платежного баланса, но зато увеличит дефицит.

В соответствии с принципом эффективной рыночной классификации, разработанным Манделлом, поскольку каждое направление политики влияет как на внутреннее, так и на внешнее равновесие страны, чрезвычайно важно, чтобы каждое направление политики сочеталось с другими и направлялось на достижение такой цели, в достижение которой оно проявляет наивысшую эффективность. В разделе 17.5а будет показано, что если страна не следует этому принципу, то она в еще большей степени отклонится от обоих равновесных состояний.

Aнализируется использование политики изменения расходов и политики переключения расходов для достижения как внутреннего, так и внешнего равновесия. Применяются новые методы анализа для определения равновесия на товарном рынке, денежном рынке и равновесия платежного баланса. Эти новые аналогические методы используются для того, чтобы исследовать пути достижения внутреннего и внешнего равновесия в условиях системы фиксированных валютных курсов. Дается характеристика и оценка так называемой проблемы переуступки, или каким образом должны использоваться бюджетно-налоговая и кредитно- денежная политики для достижения как внутреннего, так и внешнего равновесия. Исследуются проблемы прямого контроля.

Еще выводится условие равновесия на товарном рынке, денежном рынке и платежного баланса. Далее эти методы анализа используются для того, чтобы исследовать, каким образом может быть достигнуто равновесие на всех трех рынках одновременно путем изменения валютных курсов. Наконец, дается математическое резюме этих новых методов анализа.

Rambler's Top100

Copyright © 2010