![]() | |
Главная
|
Покупка предприятияВ современной России появилась еще одна возможная форма вступления в сферу предпринимательства — это покупка уже существующего предприятия. В мире эта форма относится к категории широко распространенных. Покупка предприятия означает переход собственности со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Перед потенциальным покупателем предприятия возникают прежде всего две проблемы:
Лишь после разрешения этих проблем принимается решение о покупке или об отказе от сделки. Покупать предприятие можно:
Покупка по балансовой стоимости основана на использовании балансового метода оценки стоимости предприятия. Балансовая стоимость — это стоимость предприятия, подтвержденная бухгалтерскими документами. Она рассчитывается как сумма денежной наличности, стоимости ценных бумаг, дебиторской задолженности, стоимости запасов товарно-материальных ценностей, долгосрочных инвестиций, основного капитала (за вычетом амортизации) минус краткосрочные и долгосрочные ссуды (заемный капитал) и другие формы задолженности. Балансовым методом оценивается стоимость неконкурентоспособного предприятия, приносящего прибыль не выше (а может быть, и ниже) среднеотраслевой, которому не свойственны инновации, а модернизация или перепрофилирование его требуют существенных капиталовложений. В целом ряде случаев сделки купли-продажи осуществляются по цене ниже балансовой стоимости предприятия, когда основной капитал такого предприятия — устаревший, не соответствующий среднему (общепринятому) техническому уровню производства в отрасли. Например, балансовая стоимость небольшого мясокомбината — 42 млн. руб., но оборудование на предприятии устаревшее, изношенное. Стороны могут договориться о его продаже не за 42 млн., а за 30 млн. руб. В современной России при определении балансовой стоимости предприятия используют повышающий коэффициент-поправку на инфляцию. Предположим, балансовая стоимость предприятия составляла 10 млн. руб. в ценах декабря 1992 г. Уровень инфляции с декабря 1992 г. по октябрь 1993 г., допустим, составил 1000%. Следовательно, стороны вправе применить коэффициент 10,0 для определения балансовой стоимости предприятия в текущих ценах, т. е. 10 х 10 = 100 млн. руб. Покупка "по доходам" означает, что покупатель конечно же принимает во внимание балансовую стоимость предприятия, но не она, а будущий доход предприятия определяет цену сделки. Например, предлагаются для приобретения два одинаковых торговых предприятия. Один магазин, скажем, в Чертанове, а второй — рядом с Киевским вокзалом г. Москвы (для простоты анализа абстрагируемся от арендной платы за используемый земельный участок). Покупатель рассуждает примерно так: "Если я приобрету магазин у Киевского вокзала, то потенциальных покупателей в этом магазине будет больше, чем в магазине, расположенном в Чертанове — районе, значительно удаленном от центра города. Соответственно выше будут товарооборот и прибыльность магазина. Я смогу значительно быстрее вернуть потраченный на покупку капитал, поскольку темпы его оборота будут более высокими". Решение покупателя во многом будет зависеть от качества анализа, его точности, достоверности анализируемой информации, целей покупки и т.д. Допустим, расчеты показывают, что покупатель, приобретая магазин у Киевского вокзала за 30 млн. руб. и получая ежегодно чистую прибыль в размере 6 млн. руб., может окупить сделку за 5 лет, а после 5-го года осуществлять чистое накопление капитала. Покупатель конечно же откажется от приобретения магазина в Чертанове, несмотря на то что он стоит всего 10 млн. руб., если прибыль магазина может максимально составить 1 млн. руб. в год (значит, срок окупаемости будет 10 лет, а с 11-го года темпы накопления капитала будут ниже, чем в первом случае). Нередко на цену оказывает влияние не местонахождение, а престиж предприятия. Например, предлагаются для приобретения два ресторана, расположенные на одной и той же улице, напротив друг друга. Известно, однако, что один из них пользуется у клиентов большой популярностью, а второй относится к категории заурядных заведений. В каком случае цена будет выше? Конечно же в первом по причинам экономического характера, в основе которых — прибыльность предприятия. Последний из рассматриваемых нами возможных факторов, оказывающих воздействие на цену предприятия, — это степень гибкости производственной структуры предприятия. Допустим, покупатель настроен на изменение профиля приобретаемого предприятия. Для первого предприятия, имеющего гибкую производственную структуру, такое изменение не потребует существенных капиталовложений, а для второго предприятия, которое не обладает "гибкостью", нужны значительные инвестиции. В данной ситуации покупатель готов заплатить за первое предприятие более высокую цену, чем за второе. Покупка через аукцион предполагает наличие стартовой цены на предлагаемое к продаже предприятие, в основе которой — балансовая стоимость предприятия плюс определенная прибыль (которая может и не включаться) и расходы, связанные с его продажей. Аукционная (фактическая) цена предприятия не отражает каких-либо экономических характеристик, а является лишь следствием спроса на такое предприятие, зависящего от его местоположения, профиля, рекламы, престижа аукциона и его организаторов и т. д. Покупка зарегистрированного, но еще не функционирующего предприятия облегчает вступление нового предпринимателя в сферу предпринимательской деятельности, позволяет ему сэкономить время на подготовку учредительных документов и прохождение всех бюрократических инстанций. С точки зрения продавца, подготовка пакета учредительных документов и регистрация предприятия предполагают определенные затраты, что в сочетании с уровнем спроса на такую форму услуг и уровнем предложения (числом фирм, предлагающих такие услуги) лежит в основе цены. В Москве, например, к началу 1998 г. цена пакета документов, предлагаемого для приобретения, составляла 350— 500 долл. При покупке действующей фирмы необходимо выплатить владельцу ее стоимость. На величину стоимости фирмы влияют сложившийся круг покупателей, местоположение предприятия, имеющиеся партнерские связи, потенциальные возможности, которые определяют развитие предприятия в будущем. Покупателю должно быть ясно одно: при покупке фирмы можно заплатить цену, превышающую стоимость станков, оборудования, материалов, зданий и помещений (если они не арендуются), только в том случае, если в будущем фирма принесет достаточные (с точки зрения покупателя) прибыли. В теории существует почти полное единство по вопросу о том, что только будущие прибыли выше среднего уровня оправдывают высокую стоимость фирмы. Оценить будущие прибыли можно лишь приблизительно. Как вести себя предпринимателю, которому предложили купить фирму? Сперва нужно обосновать предложенную цену, используя статистические материалы (балансы и т.д.). Важно понять как в дальнейшем будет осуществляться стратегическое управление вашим будующим предприятием. Если владелец фирмы отказывается предоставить вам важнейшие цифровые показатели предприятия, то здесь что-то не так. Ранее достигнутый уровень образует исходную базу подсчета стоимости фирмы. Поскольку он не может являться гарантом будущих прибылей, необходимо проведение дальнейшего исследования. Если такое исследование приводит к положительным результатам, ранее достигнутый уровень, или размер, прибыли последних лет берется за основу. При этом нельзя забывать о калькуляторных расходах (предпринимательская заработная плата, выплата процентов на собственный капитал, арендная плата), которые нужно вычесть, чтобы получить сверхприбыль, являющуюся основой для подсчета стоимости фирмы. Предприниматель может выбрать и другой путь. Основываясь на предыдущих производственных показателях, он может составить обзор рентабельности предприятия. Из возможной прибыли вычитаются предпринимательская заработная плата (рассчитывается как величина предыдущей заработной платы плюс оплата труда предпринимателя как работодателя) и проценты на вложенный в предприятие собственный капитал. Если разность положительна, то ее остаток становится основой расчета стоимости фирмы. Покупка действующего предприятия связана, как правило, с меньшим риском, чем создание нового. Уже имеется определенный круг покупателей, пройден начальный этап деятельности. Несмотря на эти преимущества, необходимо помнить о следующих аспектах.
Если продавец предприятия не предоставил вам исчерпывающих сведений о динамике развития предприятия, рекомендуем вам скептически отнестись к его покупке. |
![]() |
Copyright © 2010