Главная

План по инвестициям

Если только произведенные предпринимателем расчеты минимально допустимой цены показывают явную выгодность реализации такого проекта, то он осуществляет дальнейшие шаги по подготовке к реализации такого проекта. Выгодность определяется превышением ожидаемой рыночной цены над расчетными издержками производства, а также размерами вкладываемого капитала.

Капитал любого предприятия подразделяется на основной и оборотный.

Соотношение между основным и оборотным капиталом различно в разных отраслях, например, у торгового предприятия, специализирующегося на продаже холодильников, телевизоров, видео- и аудиотехники, оно в 10 раз выше, чем у цветочного магазина при одном и том же обороте.

Некоторые виды деятельности (например, уличное предпринимательство) не предполагают необходимости наличия основного капитала. Мальчишка, торгующий газетами на автомобильном перекрестке, не нуждается в основном капитале, весь его капитал оборотный. Однако владелец стационарного киоска по продаже газет нуждается и в оборотном и в основном капитале.

Пример расчета структуры первоначального капитала (в денежных единицах) приведен ниже.

Основной капитал

 

Здания
Оборудование офисов
Оборудование цеха
Станки, приборы, инструменты
Автотранспорт

600 000
200 000
200 000
500 000
300 000

Основной капитал

 

Сырье (запас)
Товарные запасы (на складе)
Задолженность покупателей
Кассовый остаток
Средства на счете в банке

200 000
150 000
50 000
10 000
500 000

Итого (общая потребность в капитале)

2 710 000

Цены, приведенные в структуре капитала, условны. При планировании процесса реализации проекта предпринимателю следует сделать предварительную оценку требующихся средств.

На основании предварительной оценки потребности в первоначальном капитале предприниматель составляет конкретный план по инвестициям, т. е. обоснованный (с учетом цен, действующих на момент составления плана) и продуманный (на основе сравнительного анализа форм и путей инвестирования) план вложения денег в реализацию проекта.

Пример плана инвестиций (в денежных единицах) для организации предприятия по выпуску детских игрушек приведен ниже.

Переустройство и ремонт помещений
Станки
Инструменты
Грузовой и легковой автомобили
Сырье и материалы
Реклама 
Требуемая наличность (для оплаты труда,
других непредвиденных расходов)

120 000
200 000
20 000
520 000
100 000
30 000
150 000
 

Итого (общая потребность в капитале)

2 710 000

При составлении этого плана мы исходили из следующих предварительных условий:

1. Помещение не покупается, а арендуется. Арендная плата будет включаться в стоимость товарной продукции, поэтому инвестиции не предусматриваются. Если бы мы не арендовали, а покупали помещение, то потребность в капитале (общий объем инвестиций) была бы значительно выше, поскольку был бы необходим капитал на приобретение здания или помещения, а может быть, и на покупку земельного участка. Следовательно, в этом случае мы сумели сократить потребность в капитале.

2. Покупается оборудование, бывшее в употреблении (если нет возможности купить бывшее в употреблении оборудование, то, может быть, найдется способ получить оборудование на условиях лизинга), что также сокращает потребность в первоначальном капитале для реализации проекта. Перед покупкой нового оборудования необходимо изучение рынка; выбрать наиболее экономичное оборудование можно путем посещения выставок и ярмарок, анализа рекламных объявлений, ценовых предложений (прайс-листов, от англ. price list), каталогов, проспектов и прейскурантов.

3. Разрыв между началом производства и поступлением первых доходов равен периоду выплаты одной заработной платы. Если такой разрыв будет более или менее продолжительным, то в соответствии с этим необходимо корректировать и объект инвестиций по данной статье расходов.

Перед предпринимателем всегда стоит задача анализа соотношения затрат и доходов. Конечно, в период становления эта задача для предпринимателя имеет особое значение, поскольку тогда важны минимизация расходов и максимизация доходов. Именно на это предприниматель обращает первостепенное внимание на этапе как предварительных расчетов, так и реализации предпринимательского проекта.

На этапе предварительных расчетов предприниматель обычно озабочен поиском наиболее экономичного способа получения всего необходимого для организации производственного процесса. Каким образом это достигается?

Во-первых, проводится сравнительный анализ всех возможных вариантов получения всего необходимого для начала практической реализации проекта. Предположим, вы планируете открыть свое предприятие и вам необходимо помещение для размещения производства.

Представим себе самую идеальную ситуацию, когда имеется несколько предложений:

1. Можно купить подходящее здание за 800 тыс. денежных единиц (общей площадью 1200 кв. м) и за 950 тыс. денежных единиц (общей площадью 1450 кв. м);

2. Можно арендовать здание с условием арендной платы в размере 60 тыс. денежных единиц в год;

3. Можно разместить в предоставленном здании производство с передачей 30% производимых товаров собственнику здания.

Какой вариант выбрать? Может быть, это покажется странным на первый взгляд, но можно остановиться на варианте 1 — купить здание, которое стоит 950 тыс. денежных единиц. Общая площадь приобретаемого здания — 1450 кв. м, наши же потребности составляют около 1000 кв. м. Следовательно, в таком случае излишки площади равны 450 кв. м, которые можно сдать в аренду инофирме с условием арендной платы 300 долл. за 1 кв. м в год, т. е. доход составит 135 тыс. долл. Это означает, что по истечении года (или даже значительно раньше при условии предоплаты со стороны арендатора) можно полностью вернуть взятый кредит. Правда, это вызовет дополнительные затраты капитала на ремонт помещений для их передачи по договору аренды иностранному партнеру.

Если нет возможности взять значительный кредит, чтобы приобрести здание, то следует согласиться на вариант 2. Но арендодатель может потребовать предоплаты, а если мы не сможем ее осуществить, то нам остается вариант 3. Конечно, этот вариант носит кабальный характер, но тем не менее он дает возможность приступить к реализации проекта без каких-либо значительных первоначальных вложений капитала.

Так мы анализируем все позиции плана по инвестициям и пытаемся выбрать не только самый экономичный, но и возможный для нас метод формирования необходимой производственной структуры.

Во-вторых, в условиях России формирование первоначального предпринимательского капитала имеет свои особенности, связанные с неготовностью общества оказать содействие в реализации общественно значимых предпринимательских проектов. В такой ситуации формирование первоначального предпринимательского капитала может осуществляться на основе концепции механизма скрытых партнерских связей, содержание которой сводится к следующим моментам:

1) разрабатывается предпринимательский проект производства конкретного товара; .

2) проект разделяется на основные части;

3) размещаются заказы у партнеров на производство отдельных деталей и компонентов товара;

4) партнеры по мере изготовления деталей и компонентов осуществляют их поставку в адрес предпринимателя;

5) предприниматель осуществляет сборку из деталей и компонентов, получаемых от партнеров;

6) предприниматель упаковывает и маркирует товар;

7) предприниматель поставляет готовый к потреблению товар потребителю (торговому агенту) и получает от него средства за реализованный товар;

8) получив деньги за реализованный товар, предприниматель расплачивается со своими партнерами — поставщиками отдельных деталей и компонентов товара.

Рассмотрим один из возможных примеров. Предположим, вы разработали новый тип сахарницы, представляющей собой усеченный конус с завинчивающейся сверху крышкой. В крышку вмонтирована полая (для высыпания сахара) металлическая трубка, не доходящая до дна на 1 см. Потребитель засыпает сахар в сахарницу и завинчивает крышку. Когда крышка откидывается, в чашку с чаем или кофе высыпается дозированная норма сахара (при необходимости процедуру можно повторить, и тогда вы получите двойную дозу сахара). О преимуществах сахарницы мы рассуждать не будем — это отдельная тема.

Предприниматель сначала проводит маркетинговое исследование, выясняет, будет ли на рынке спрос на такой товар и какая цена за него может быть предложена. Предположим, что при цене такой сахарницы 35 денежных единиц спрос мог бы составить около 10 тыс. шт. Далее выделяются компоненты этого товара, производство которых можно было бы разместить на стороне. В нашем случае можно подумать о том, чтобы разместить (у разных производителей) заказы на производство корпуса сахарницы (в форме усеченного конуса), крышки с вмонтированной в нее полой трубкой для высыпания сахара, упаковочной коробки. После этого подбираются возможные партнеры, которые могут взяться За изготовление каждого из выделенных компонентов, готовится необходимая техническая документация для ее передачи будущим партнерам и заключаются с ними договоры на их производство и поставку. По договорам с вашими партнерами вы получаете от них заказанные компоненты и самостоятельно собираете, упаковываете товар и поставляете его на рынок.

Производство товара на таких условиях можно осуществлять почти с нулевым капиталом, поскольку не требуются затраты на приобретение (или аренду) производственных мощностей и всего необходимого для производства. Капитал будет нужен (весьма незначительный) для обустройства только помещения для сборки и хранения продукции. Однако это возможно только в случае, если партнеры — изготовители компонентов не требуют предоплаты, а производят товар на условиях последующей оплаты "по факту", т. е. поставляют вам свой товар в кредит (срок кредита может быть весьма незначительным, до 1 мес.).

Если изготовители требуют предоплаты, то остается возможность получения кредита от вашего торгового агента, который будет продавать ваш товар. Этот кредит может быть вами использован для расчетов с партнерами — изготовителями компонентов. Если и ваш торговый агент не дает вам кредита, то остается возможность получения банковского кредита (тем более что вы будете обращаться не за слишком большой суммой). В любом случае можно сделать вывод о том, что использование концепции механизма скрытых партнерских связей в определенных условиях может явиться неплохим выходом из трудного положения, в котором оказывается предприниматель.

Концепция механизма скрытых партнерских связей включает в себя еще один вариант, который заключается в возможности формирования первоначального капитала через взятие на себя определенных партнерских обязательств. В основном в условиях России такие обязательства сводятся к исполнению посреднических функций.

Например, ваш украинский партнер просит вас приобрести для него в Москве видеокассеты в количестве 100 тыс. шт. Вы выставляете ему условие о предоплате и оговариваете цену — скажем, 16 руб. за одну кассету (сумма платежа в ваш адрес составит 1,6 млн. руб.). Однако прежде чем выставить ему эти условия, вы договариваетесь с поставщиком видеокассет об условиях их поставки и осуществляете предварительные расчеты.

Предположим, ваш московский партнер (поставщик, собственник кассет) соглашается поставить вам кассеты по цене 15 руб. за 1 шт. В этом случае ваша прибыль составит 0,1 млн. руб. — сумму, которая может явиться основой формирования первоначального капитала.

Rambler's Top100

Copyright © 2010