![]() | |
Главная
|
Норма и масса прибылиПрибыль характеризуется массой и нормой. Масса прибыли (при использовании на практике этого показателя часто слово "масса" опускается, а используется термин "прибыль", а под "валовой прибылью" понимают массу прибыли в ее валовом исчислении) — показатель прибыли в ее абсолютном значении. Например, если наши валовые (суммарные) издержки производства (расходы, затраты) составили 100 тыс. денежных единиц, а валовой доход от реализации товаров, производство которых и потребовало таких затрат, составил 150 тыс. денежных единиц, то валовая (до уплаты налога) прибыль составила 50 тыс. денежных единиц: Пв = Дв - Рв , где Пв — валовая прибыль; Дв — валовые доходы; Рв — валовые расходы. Валовая прибыль показывает эффект функционирования всего используемого в процессе производства капитала. Предприниматель может определять и норматив прибыли, т. е. прибыль в ее денежном выражении, получаемую от производства и реализации одной товарной единицы. Предпринимателя, однако, интересует показатель не столько валовой, сколько чистой прибыли, или показатель располагаемого дохода. Чистая прибыль равна валовой прибыли за вычетом налога на прибыль: Пч, = Пв - Но ,где Пч — чистая прибыль; Пв — валовая прибыль; Но — налоговые отчисления. Чистая прибыль может быть распределена между собственниками, присвоена в качестве дохода предпринимателем, или использована для реинвестирования, т. е. вложения в расширение производительной структуры, или предназначена для инвестиций, т. е. вложений в другой проект. Норма прибыли — относительный показатель, выражаемый в процентах и показывающий процентное превышение дохода, получаемого от реализации товара, над затратами, связанными с его производством. Так, если норма прибыли составляет 10%, то это означает, что доходы, полученные от реализации товара, на 10% превышают затраты на производство этого товара. Норма прибыли показывает, что, например, если доходы от реализации товара составили 220 денежных единиц, а норма прибыли — 10%, то затраты равны 198 денежным единицам, а если известно, что норма прибыли — 20%, а затраты — 400 денежных единиц, то валовой доход от реализации товаров — 480 денежных единиц. Как правило, норма прибыли выявляется тогда, когда предприниматель:
Норма прибыли показывает степень эффективности организованного производства. Например, если средняя норма прибыли для отрасли мебельного производства (та норма, которая свойственна большинству предприятий и является статистическим показателем) составляет 15%, а вы, производя расчеты, выявляете, что сможете ожидать норму прибыли 20%, то, по всей вероятности, вы будете довольны избранным проектом. Расчетная норма прибыли называется нормативной прибылью, т. е. тем уровнем прибыли, при получении которого предприниматель согласен реализовать проект. Фактическая норма прибыли показывает отдачу используемого в данный период капитала (но не всего используемого в процессе производства капитала). Норма прибыли (ожидаемая и фактическая) определяется как отношение прибыли в ее абсолютном значении к произведенным (или уже состоявшимся) издержкам производства, выражаемое в процентах:
где Нп — норма прибыли; Па — прибыль в абсолютном значении; Ип — издержки производства. Например, на производство товара мы затратили 100 денежных единиц, валовой доход от реализации произведенных товаров — 125 денежных единиц. Как определить норму прибыли? Определяем абсолютное значение прибыли, для чего из величины валового дохода вычитаем издержки производства (получаем 25 денежных единиц). Теперь абсолютное значение прибыли делим на издержки производства и выражаем в процентах:
т. е. норма прибыли — 25%, Норма прибыли будет выше тогда, когда:
При той же самой прибыли, если бы удалось снизить издержки со 100 до 80 денежных единиц, норма прибыли возросла бы с 25 до 31,25%:
При расчете нормы прибыли основная проблема сводится к выявлению фактических (или планируемых) издержек производства. На стадии делового проектирования расчет издержек производства осуществляется в процессе формирования предпринимателем минимально допустимой цены. |
![]() |
Copyright © 2010