![]() | |
Главная
|
Логика предпринимательской деятельностиПоведение предпринимателя и факторы, оказывающие воздействие на негоСуществующая в любом обществе система и структура экономических отношений сложна и включает в себя множество элементов. Главное в таких отношениях — взаимодействие двух основных субъектов — производителя и потребителя. В реальной жизни поведение каждого из этих субъектов зависит от множества факторов, которые непосредственно воздействуют на их активность и корректируют как направленность такой активности, так и первоначальный экономический интерес. Например, фирмы "Филипс" и "Сони" — носители любопытной предпринимательской идеи — проекта производства телевизоров стереоскопического изображения с плоским экраном. По предварительным оценкам, их производство могло бы вызвать значительный потребительский интерес. Однако такая идея существует лишь на абстрактном уровне. Реализация ее пока невозможна из-за:
Таким образом, и производитель (предприниматель), и потребитель (покупатель) не обладают абсолютной свободой действий. Их действия могут быть предприняты в каком-то конкретном направлении лишь в том случае, если они несут в себе рациональный заряд. Важно детализировать поведение и той и другой стороны, поскольку основная задача предпринимателя — принятие такого решения, которое вызвало бы интерес потребителя. Итак, предприниматель при принятии решения должен рассмотреть примерно следующий круг вопросов:
Учет возможного поведения предполагаемого потребителяВ не менее сложной ситуации находится и потребитель, который определяет свое место в этой системе отношений также в зависимости от целого ряда факторов:
Другими словами, на втором полюсе взаимоотношений основных субъектов рынка существует система зависимостей, оказывающих воздействие на принятие предпринимателем решения. Действия предпринимателя на этапе осмысления идеиНа поведение потребителя оказывает воздействие целый ряд факторов, которые должны учитываться предпринимателем при принятии им решения. Предприниматель прежде всего должен решить, на какую группу населения (с каким доходом) он ориентируется. При этом он должен иметь представление о численности такой группы для определения масштабов производства. Кроме того, информация должна соответствовать тому рынку, на который ориентируется предприниматель. Как видим, факторы, влияющие на поведение потребителя, требуют от предпринимателя тщательного изучения, учета, выработки мер по приспособлению к ситуации, складывающейся вокруг потребителя. В цивилизованном обществе такая работа относится к категории профессиональных видов деятельности и выполняется посредником. Если на смену воплощаемой в практику предпринимательской идее приходит новая, более отвечающая происходящим изменениям на рынке или в обществе и позволяющая предпринимателю сохранить и укрепить свои позиции на рынке, а следовательно, и в сфере производства нового товара, то предприниматель изменяет профиль своей деятельности и "переливает" капитал в новую сферу. Три основных направления действий предпринимателяПредприниматель обычно рассредоточивает свою деятельность по трем направлениям. Первое направление — управление производством (производительным процессом, трудовым коллективом, предпринимательской структурой). Это направление предпринимательской деятельности в науке получило самостоятельное развитие в виде концепции менеджмента. Предприниматель должен овладеть основными принципами менеджмента и быть менеджером. Конечно, в устоявшихся предпринимательских структурах управлением занимаются профессиональные менеджеры, но в начале своей деятельности предприниматель, как правило, совмещает предпринимательскую активность с работой менеджера. Управление производством никогда не может осуществляться в изоляции от других направлений деятельности предпринимателя: он организует производство не ради производства, а ради потребителя. По этой причине второе направление его деятельности — изучение рынка. Без анализа процессов, происходящих на рынке, не может быть эффективной предпринимательской деятельности. На рынке предпринимателя интересует прежде всего ситуация, складывающаяся вокруг его товара. Предприниматель, особенно в начале своей деятельности, должен быть еще и специалистом по маркетингу. Впоследствии он будет обращаться к профессионалам для получения маркетинговой информации и выводов, но владеть основами маркетинга он должен в любом случае. Третье направление, на котором сосредоточивает внимание предприниматель, — партнерские связи (сложившиеся или планируемые). При этом важное значение придается эффективности партнерских связей, поиску новых, более эффективных связей и отказу от старых, менее эффективных по сравнению с ожидаемыми. В целом схема основных направлений предпринимательской деятельности выглядит следующим образом (см. рисунок). Направления деятельности предпринимателя
Итак, предпринимательство — это форма деловой активности, основанная на риске и инновационном подходе к системе экономических (хозяйственных) связей, при которых производство и поставка на рынок товаров ориентированы на получение предпринимательского дохода (прибыли). |
![]() |
Copyright © 2010