![]() | |
Главная
|
Анализ окружающей деловой средыАнализ деловой среды подразумевает выделение четырех основных факторов, которые в процессе их взаимодействия формируют деловую среду. Такими четырьмя факторами, как уже было сказано, являются правовой, политический, социальный и экономический. Предприниматель, вступающий в какую-либо конкурентную среду, прежде всего пытается понять, насколько полно и эффективно существующее законодательство регулирует отношения, связанные с выполнением им своих функций. Прежде всего предприниматель интересуется степенью сложности вхождения в деловую среду в качестве официально функционирующего лица, т. е. какие конкретные действия необходимо осуществить, чтобы получить официальный статус предпринимателя — участника хозяйственного процесса. Мировая практика использует разрешительный и заявительный порядок учреждения нового предприятия. В России в настоящее время законодательно определен заявительный порядок, который означает, что ни одно государственное учреждение (а тем более чиновник, сколь бы высокий ранг он пи занимал) не вправе препятствовать учреждению нового предприятия. Отказ в официальной регистрации можно обжаловать в судебном порядке. Поскольку вхождение в деловую среду осуществляется не только через учреждение нового предприятия, постольку законодательство регулирует также порядок купли-продажи предприятий, а также купли-продажи акций, обладание которыми означает, по существу, совладение предприятием. Интерес предпринимателя сосредоточивается также и на стремлении получить точные сведения об интересующей его отрасли деловой среды (например, мебельное производство, производство продуктов питания и т. д.). Дело в том, что отдельные отрасли производства могут регулироваться государством через так называемое лицензирование: чтобы заниматься некоторыми конкретными видами бизнеса (деловой активности), необходимо перед началом организации такого конкретного производства получить от соответствующего государственного органа лицензию (разрешение) на право ведения такой деятельности (лицензируется, например, производство и реализация лекарств и медицинских препаратов, винно-водочной продукции, пищевых товаров; разрешение необходимо получить и тогда, когда производство связано с издательской, учебной, лечебной деятельностью, шоу-бизнесом и т. д). Предпринимателя, правда, интересуют не только существующие правовые нормы в этом отношении, но и складывающаяся в обществе практика, или гак называемые неписаные законы, под которыми обычно понимают искусственно возводимые некоторыми чиновниками, ответственными за выдачу таких лицензий, преграды и трудности. Коррумпированность государственного аппарата может стать достаточно веским основанием для принятия решения об отказе от вхождения в такую деловую среду, которая характеризуется подобной практикой (необходимо заметить, что законодательство любой страны предусматривает и запрещение некоторых видов производства (например, производство и реализацию наркотиков, оружия и т.д.)). При изучении деловой среды предпринимателя не может не интересовать и существующая система налогообложения в той сфере производства, в которой он собирается действовать. При этом его интересует не только налог на прибыль, но и те обязательные платежи, которые включаются в себестоимость производимой продукции (налог за пользование ресурсами, налог на добавленную стоимость — НДС, платежи в пенсионный и другие внебюджетные фонды и т.д.) (именно существующая в России ситуация в налоговой законодательной базе приводит к тому, что некоторые предприниматели стараются или вывезти за рубеж производимую в России прибыль, или скрыть истинные масштабы производства и получаемой прибыли). Особый интерес для предпринимателя представляет сложившаяся в обществе система защиты бизнеса и личной безопасности. Практика в условиях России свидетельствует о том, что большинству предпринимателей приходится контактировать с представителями нелегально существующих силовых структур (так называемых бандитских или рэкетирских формирований), что, естественно, свидетельствует о невысоком имидже российской деловой среды. Политический климат в любом обществе моделируется (создается) тремя властными институтами (институт (а точнее, институция) — структурное образование, исполняющее по поручению и от имени общества определенные функции (в нашем случае — разрабатывающее законы)): законодательным, исполнительным и судебным (см. рисунок). Структура политических (властных) институтов общества
Законодательный институт формирует законодательство, то есть разрабатывает "правила игры" в сфере деловой активности (здесь рассматривается только эта точка зрения), которые обязательны для использования и руководства всеми субъектами, действующими в такой деловой среде. В мировой практике существуют два возможных способа формирования законодательства — разрешительный и запретительный. При запретительном способе, который характерен для цивилизованного мира, общество исходит из абсолютной свободы предпринимателя (предпринимателю можно все), которая по мере осознания обществом негативных (или возможных негативных) последствий деятельности предпринимателей постепенно ограничивается (предпринимателю все можно, но отходы производства, например, нельзя сбрасывать в водоемы — так появляется экологическое законодательство и т. д.). Такой способ формирования законодательств отражает рациональность национального мышления. В России используется разрешительный способ формирования законодательства. Наименование способа привлекательно, но содержание малоэффективно. Проблема заключается в том, что при разрешительном способе формирования законодательства исходная позиция законодателя — предпринимателю ничего нельзя, и только потом, по мере осознания общественной значимости предпринимателя, общество в лице законодательного института постепенно разрешает ему совершение отдельных действий. Исполнительный институт создает условия для того, чтобы вырабатываемые законодательным институтом правила деловой активности соблюдались, т. е. этот институт осуществляет так называемые менеджерские функции в рамках общества, например проводит официальную регистрацию создающихся предприятий или собирает налоги, которые определены законодательным институтом. Судебный (чаще арбитражный) институт осуществляет контроль за исполнением законодательно принятых правил деловой практики, а также предотвращает или устраняет нарушения, ущемления прав субъектов хозяйственного процесса (обычно через принятие решения по поводу возникающих споров или разногласий взаимодействующих партнеров). Любой предприниматель заинтересован конечно же в стабильности своего бизнеса. По этой причине его интересуют стабильность политического режима и его конкретная характеристика, содержание которой может сводиться к наличию или отсутствию сильной политической воли, связанной со стратегией развития. Отсутствие политической воли чревато "шараханьем из стороны в сторону", т. е. беспорядочным изменением правил деловой игры, а в таких условиях ритмично функционировать и успешно достигать стратегических целей деловому человеку трудно. Эффективное ведение бизнеса не терпит постороннего вмешательства, даже незначительное командование бизнесом извне приводит если не к разрушению, то к снижению эффективности функционирования деловых структур. А властные структуры, не обладающие должной квалификацией и должным уровнем профессионализма, тяготеют к использованию элементов администрирования, командования бизнесом, от чего предприниматели всегда стремятся уклониться. А если администрирование практикуется, да оно еще и непредсказуемо, то предприниматель и реагирует на это обстоятельство должным образом. Отказ интегрироваться с такой деловой средой иногда объясняется именно неблагоприятным, с точки зрения предпринимателя, политическим климатом. Государственные органы, заинтересованные в предпринимательском буме, как правило, стремятся к улучшению политического климата. При анализе деловой среды предприниматель конечно же обращает внимание на национальные обычаи и традиции, связанные с культурой потребления (что в некоторых случаях играет важную роль: например, производить продукцию из свинины i мусульманских районах бессмысленно — ее не будут покупать) культурой труда (японский работник, например, никогда не нарушит технологию производства, у нас же такие явления в порядке вещей, следовательно, необходимо при организации производительного процесса предусмотреть контроль за ее соблюдением). Важное значение имеет выявление уровня платежеспособности населения — главного ориентира при организации производства потребительских товаров. При анализе этого фактора предприниматель должен выяснить, какой этап экономического развития свойствен обществ} (стране, региону) в данный момент — экономический бум, спад или застой, а также ситуацию, складывающуюся на рынке. При этом, как правило, предприниматель анализирует взаимосвязанные рынки, которые воздействуют или могут воздействовать на его производительную структуру. Взаимосвязанными являются рынки:
Основные структурные компоненты рынка, которые анализируются предпринимателем, — это четыре важнейшие его характеристики:
|
![]() |
Copyright © 2010