![]() | |
Главная
|
Принцип самоорганизацииТеория предпринимательства как учебная дисциплина и как отрасль научного осмысления одного из фрагментов окружающего нас мира имеет свой предмет: формы, методы и принципы самоорганизации человека — активного субъекта экономических отношений — в конкретном деловом пространстве (среде). Самоорганизация делового человека — производителя конкретного товара, продукта, услуги — подразумевает осуществление им последовательных, логически взаимосвязанных и целенаправленных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Если попытаться выразить другими словами принцип самоорганизации, под которым мы и понимаем предмет курса, то, с одной стороны, получается, что теория предпринимательства изучает практическую деятельность той группы людей, которая производит (создает) новые по отношению к существующей экономической системе предприятия, в результате чего происходит усложнение самой системы. Вместе с тем теория предпринимательства изучает деятельность той группы людей, которая создает новые рабочие места, что, собственно говоря, равнозначно созданию новых предприятий: одно без другого существовать не может. С другой стороны, в курсе предпринимательства изучается деятельность тех субъектов экономического процесса, которые непосредственно воздействуют на приращение .товарного ассортимента, представленного па рынке, ибо вступление в предпринимательскую сферу нового участника означает появление на рынке как минимум еще одного нового для рынка товара, продукта, услуги, или увеличение объема поставляемого на рынок товара, или одновременно увеличение и улучшение качеств товара. Все это улучшает уровень жизни людей и общества в целом. Деятельность предпринимателя означает вступление в сферу экономического процесса нового субъекта (в качестве предпринимателя, т. е. организатора нового производства) и усиление конкуренции среди производителей (чем больше производителей, тем выше уровень конкуренции). Усиление же конкуренции означает появление больших надежд на:
В центре внимания изучающих (или исследующих с научных позиций) этот курс должен оставаться сам предприниматель как единственный зачинатель всех позитивных с точки зрения общества и общественных процессов начинаний, в результате которых в лучшую сторону меняется жизнь. При этом нам небезразлично и то обстоятельство, что одни предприниматели так и "застывают" на каком-то определенном уровне, другие же прогрессируют — в профессиональном смысле—с невероятной быстротой и достигают значительных высот. В этой связи попытаемся понять, что определяет предпринимательский успех, что лежит в его основе, как можно его измерить? Проблема самоорганизации человека — основная проблема курса — может быть освоена, изучена, проанализирована только через так называемый фрагментарный подход, что означает необходимость разделения целостного процесса предпринимательской деятельности на отдельные составные части—фрагменты. Они подвергаются детальному осмыслению, в результате чего формируется более или менее полное представление как о самом фрагменте, так и о целостном процессе. 1. Предприниматель как самоорганизующийся субъект экономического процесса всегда осуществляет самоорганизацию в рамках определенной деловой среды. Но один тип деловой среды может стимулировать развитие предпринимательской активности, другой же не только тормозить, но даже и подавлять ростки такой активности (пример — период советской власти в нашей стране). Используем метод усложняемого графического отражения наших логических посылок при рассмотрении этой темы, с тем чтобы получить более наглядное представление о целостности предмета нашего осмысления. Назовем этот первый фрагмент деловой средой. 2. Предприниматель должен внедриться в такую деловую среду в качестве активного субъекта. Следовательно, второй фрагмент — предприниматель, а точнее, принципы и методы его интеграции в конкретную деловую среду. 3. Однако любой предприниматель, проникающий в деловую среду, вынужден создать собственный производительный процесс и уметь руководить им. Его основное внимание будет сосредоточено именно на организации, поддержании в нужном режиме, постоянном совершенствовании своего производительного процесса независимо от сферы его деятельности и масштабов производства. Следовательно, третий фрагмент курса — производительный процесс, организуемый предпринимателем. 4. Предприниматель при производстве любого товара, продукта, оказании услуги вынужден соотносить все свои профессиональные действия с ситуацией, которая складывается на рынке. Рынок — четвертый фрагмент, еще одно направление его обязательного профессионального внимания. 5. Предприниматель в рамках своей профессиональной деятельности вынужден кооперироваться с другими производителями для установления с ними партнерских отношений, которые представляют собой еще один фрагмент курса, поскольку внимание предпринимателя сосредоточивается и на этом направлении. В целом же графическая схема содержания курса примет форму, показанную на рисунке. Графическая схема содержания курса
|
![]() |
Copyright © 2010