Главная

Организационная структура управления проектом

В живой и неживой природе существует множество систем, на примере которых можно проиллюстрировать взаимосвязь процессов и функций, горизонтальной интеграции и вертикальной специализации. Например, в физиологическом строении человека можно четко выделить следующие функциональные подсистемы: кровеносная система, система пищеварения, опорно-двигательная система, нервная система. Эти подсистемы специализируются на определенных функциональных задачах (функциональная (вертикальная) специализация), каждая из которых не является самоцелью и выполняется исходя из потребностей организма в целом. Все подсистемы связаны между собой, и их интеграция необходима для согласованного выполнения целевых задач (целевая (горизонтальная) интеграция). Например, ходьба представляет собой процесс, в котором задействованы опорно-двигательная, кровеносная и нервная системы организма.

Продемонстрировать различие и связь между функциональной (вертикальной) специализацией и целевой (горизонтальной) интеграцией можно также на примере автомобиля. Автомобиль состоит из нескольких подсистем (топливная система, механика, электрика и пр.), обеспечивающих осуществление основного процесса,— передвижения автомобиля. Каждая из отдельно взятых функциональных подсистем обеспечивает выполнение специализированных операций, которые связаны горизонтальными связями с операциями других функциональных подсистем и только вместе с ними обеспечивают выполнение основного процесса. Оптимальной реализации функций одной из подсистем недостаточно для эффективного выполнения всего процесса. Для этого необходима слаженная работа всех подсистем, обеспечивающих процесс.

В изучении организационной структуры управления проектом до последнего времени доминировала концепция, согласно которой основные решения, закладываемые с помощью организационной структуры в организацию управления проектом, касались исключительно распределения властных полномочий. Иными словами, организационная структура представлялась исключительно как система вертикальных отношений, осуществляющих административно-властные коммуникации. Но для современного мира, в особенности для управления проектом, такая трактовка представляется слишком узкой, так как само восприятие власти даже в рамках обычных организационных структур претерпевает серьезные изменения. Помимо вертикальных отношений начальник — подчиненный возникают другого рода взаимозависимости и взаимовлияния между структурными единицами, которые по своему содержанию не являются властными, управленческими, так как касаются исполнения и реализации работ, но объективно становятся проводниками управленческого взаимодействия. .Так, сегодня становится очевидным, что в современной интеллектуально емкой и постоянно обучающейся организации структурные единицы, изначально не наделенные управленческими полномочиями, но обладающие дополнительным ресурсом информации и способностями к самообучению, приобретают возможность управленческого воздействия. Во многих российских и зарубежных компаниях есть специалисты, которые формально не обладают никаким административным ресурсом, но могут воздействовать на других сотрудников в силу того, что располагают нужной для этих сотрудников информацией, способны лучше или быстрее найти эту информацию либо могут создать соответствующий интеллектуальный, информационный продукт самостоятельно. Помимо прямых управленческих команд на поведение и функционирование структурных единиц все большее влияние оказывают горизонтальные, неадминистративные коммуникации.

Эффект от управления проектом, как пишет веб-сайт ruswww.com на странице обзора, во многом зависит от используемой совокупности элементов организации, участвующих в управленческой деятельности, и связей между ними. Наряду с дополнительным ресурсом информации другим нетрадиционным источником властных полномочий являются финансы, что особенно характерно для российской действительности. Во многих бюджетных организациях официальный, формальный руководитель обладает ограниченными возможностями воздействия на своих подчиненных, так как вопросы определения заработной платы и дополнительного финансирования находятся не в его ведении. В силу этого все административные воздействия принимают характер морального воздействия, так как реальной возможности повлиять на размер материального вознаграждения руководитель не имеет, а принятие кардинальных мер, например увольнения, создает еще большие проблемы для самого руководителя. Например, сотрудник небольшой торговой фирмы заключает крупный контракт на поставку товара. Понимая значимость такого контракта для фирмы, он считает себя вправе напрямую воздействовать на сотрудников других подразделений, от которых зависит качество и оперативность выполнения этого контракта, а также его собственная работа. Он может потребовать первоочередной оплаты счетов на закупку товара у производителя, оперативной доставки товара на склад, качественной и быстрой сборки товара у клиента, а также устранения в экстренном порядке неполадок с компьютером и телефоном.

Таким образом, организационная структура управления не может рассматриваться только как система административных вертикальных отношений между структурными единицами. Организационная структура управления — это модель, отражающая систему полномочий, ответственности и коммуникаций, в рамках которой реализуется прохождение управленческих процессов между структурными единицами организации. Управление в современной организации реализуется как в рамках вертикальных, так и в рамках горизонтальных отношений.

Это означает, что задачи проектирования организационной структуры управления тесно связаны с задачами проектирования системы коммуникаций, с технологическим и финансовым решениями по проекту, а также с формированием организационной культуры, определяющей общие контуры неформальных связей между сотрудниками.

Организационная структура управления проектом является управляющей моделью в рамках подсистемы управления персоналом проекта, так как определяет состав человеческих ресурсов, необходимых для успешной реализации проекта, а также систему взаимодействия между ними. При решении проблем выбора, проектирования и формирования организационной структуры управления проектом часто возникают проблемы управления командой проекта, которые подчас выходят на первый план.; Понятие команды проекта подразумевает интенсивное взаимодействие между всеми или большей частью участников проекта. Однако во многих проектах создание команды проекта либо в принципе невозможно, либо нежелательно. Например, большие и сложные проекты часто реализуются не одной организацией, а целым консорциумом, объединением организаций, участвующих в проекте в качестве межфункциональных команд субподрядчиков, отдельных представителей поставщиков, различных комиссий и функциональных подразделений заказчика. Вклад участников в реализацию проекта может быть очень разным, начиная от поставки небольшой партии комплектующих и заканчивая выполнением всех строительно-монтажных работ. При этом участие может иметь различную продолжительность. Некоторые участники проекта могут вообще никогда не взаимодействовать между собой. Поэтому в больших и сложных проектах создание команды проекта невозможно. Наоборот, в небольших и несложных проектах создание дополнительных связей и интенсивного взаимодействия между участниками проекта и соответственно создание команды проекта нецелесообразно. Таким образом, во всех проектах должна решаться проблема организационной структуры управления, но не во всех проектах должна создаваться команда проекта. Решения по созданию команды должны рассматриваться как часть задачи по организационному проектированию управления проектом. Иными словами, решения по команде проекта — это часть общей задачи по выбору, проектированию и формированию организационной структуры управления проектом.

Следует различать команду управления проектом, команду проекта и команду как организационное решение в рамках функциональной структуры. Команда управления проектом — это единый орган управления проектом, представляющий собой совокупность сотрудников, осуществляющих управленческую деятельность на основе командного принципа организации взаимодействия. Команда проекта — это совокупность участников проекта, осуществляющих не только управленческую, но и исполнительскую, предметную деятельность. Команда — организационное решение, с помощью которого осуществляется интеграция деятельности специалистов исполнительского звена. Итак, команда управления проектом объединяет в рамках проекта только управленцев, команда проекта объединяет в рамках проекта как управленцев, так и исполнителей и команда как организационное решение объединяет в рамках функциональной и других структур только исполнителей. У каждого из этих решений свои возможности и ограничения, свои условия применимости. Организационная структура управления определяет возможность и условия формирования тех или иных видов команд в рамках проекта.

Rambler's Top100

Copyright © 2010