Главная

Понятие команды - разграничение команды

Человек как работник в управлении проектом и адресат, на которого направлены воздействия мягких факторов менеджмента, внутри проекта оказывается «пасынком», что в особенности может быть отнесено к технически сориентированному менеджменту. Поэтому использование человеческих ресурсов, в особенности в форме проектных команд, может рассматриваться в качестве критичного фактора, необходимого для достижения успеха, что было доказано проектами компьютерной фирмы IBM.

Предлагаемая для дальнейшего изучения глава рассматривает природу и возможности составления проектных команд, хотя приходится констатировать, что проекты и проектные команды не следует рассматривать в качестве панацеи.

В рамках осуществления проектов с процессом формирования проектных групп часто обходятся недостаточно осторожно. К проектам нередко без разбора подключаются первые попавшиеся сотрудники, которые не обладают необходимыми знаниями для работы в проекте. На более высоком уровне управления отбор соответствующих сотрудников следует осуществлять на конкурсной основе. В экстренных случаях возможно даже исследование вопроса, какой проект идеально подходит для определенной команды.

На практике, однако, все часто делается совсем наоборот, а именно сначала определяется проект, и лишь затем формируется соответствующая ему команда. Поскольку на основе возрастающих тенденций к решению комплексных задач внутри проекта все больше приходится отходить от традиционного стиля индивидуальной работы, то место индивидуальности занимают команды или проектные команды.

В отличие от групп, команды обладают гораздо более высокой степенью сотрудничества и могут быть использованы как единицы для выполнения специфических, часто инновационных задач. Таким образом, понятие «команда» практически равнозначно понятию «проектная команда», поскольку, говоря о проектах, мы, как правило, имеем в виду инновационные задачи специального характера, которые необходимо выполнить за определенный промежуток времени. Именно поэтому мы в дальнейшем будем рассматривать понятия команды и проектной команды в качестве синонимов.

Итак, осуществление проектов невозможно в какой-либо другой форме взаимодействия людей между собой, если только речь не идет о так называемых проектах одного человека. Однако в этом случае едва ли можно ожидать выполнения тех критериев, которые с самого начала связываются с проектом. В качестве преимуществ или же недостатков работы в группе могут быть названы следующие:

Преимущества и недостатки работы в команде

Преимущества Недостатки
Активирование всех потенциальных человеческих возможностей Значительные расходы на переориентирование. (Обучение, работа на начальном этапе)
Развитие качеств, направленных на взаимодействие Значительные затраты времени на дискуссии в группе
Обретение общих знаний и перспектив Опасность подавления индивидуализма
Взаимная компенсация совершенных ошибок Неясное распределение ответственности
Улучшение качества принимаемых решений Повышение самостоятельности группы (проблемы в управлении ею)
Ускорение осуществления принятых решений Проблемы с последующей повторной интеграцией членов группы
Улучшение качества общения
Повышение организационной гибкости

Основной задачей формирования команды и управления ею должно стать сохранение работоспособности ее членов, которая может быть еще лучше использована при условии удачной интеграции в команду.

Кроме того, поведение каждого из членов команды влияет на поведение остальных, что в случае удачи может привести к положительному усилению.

Значение работы в команде и ее продуктивность не только на современных предприятиях, но и в экономике в целом, включая общественный сектор, возрастает. Так, на определенных предприятиях, в особенности в области электроники, большая часть сотрудников уже работает в составе проектных команд. Хотя данная форма сотрудничества, например, в компании Harris Corporation/USA была введена лишь в 1984 году, тем не менее на настоящий момент 65% из 8000 сотрудников уже работают в командах.

В отличие от традиционной иерархической структуры, команды и проектные команды обозначаются следующими признаками:

Отличия традиционного руководства от работы с команде

Традиционное руководство Работа в команде
Иерархия Командная структура
Рутина и стандартизация Оригинальность, гибкость, готовность к риску
Зависимость от мнения руководства Отсутствие заданного управления, менеджмент изменений
(management of change)
Проведение отдельных решений Передача полномочий и представление будущих целей
Воздействие властью Менеджмент в качестве партнера производительности
Побудительный менеджмент Идентификационный менеджмент
Конкурентное мышление Взаимодействие

Кроме того, имеются различия в структуре работы, которые могут быть выведены из функций и процессов:

Структура работы в соответствии с функцией и процессами

Структура работы в соответствии с функцией Структура рябим в соответствии с процессом
Исключение ощущения собственности Команды являются собственниками продукта, сервиса или процесса
Односторонняя работа для специалистов Многогранные требования
Руководитель властвуют в командах и группах Команды руководят собой самостоятельно
Оказывающий поддержку персонал находится за пределами команды Оказывающий поддержку персонал интегрируется
Организационные решения принимаются менеджерами Команды включаются в принятие организационных решений

Rambler's Top100

Copyright © 2010