Главная

Информационная система контроля работы по взысканию недоимки

Эффективная организация работы по взысканию задолженности по налогам - это постоянная проблема налоговых органов. Одной из главных обязанностей руководителей налоговых инспекций является распределение имеющихся ресурсов (рабочего времени налоговых инспекторов, ресурсов информационной системы) между подразделениями таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный объем поступлений за отчетный период. Чтобы оптимальным образом распределить имеющиеся ресурсы, руководитель должен иметь возможность отслеживать эффективность работы разных подразделений инспекции по обеспечению налоговых платежей. Не имея каждодневной информации о том, сколько налогоплательщиков числится в должниках, какие мероприятия по взысканию недоимок в отношении каких плательщиков были начаты или завершены, какие суммы дополнительно поступили в бюджет, руководитель налоговой инспекции вряд ли сможет оптимальным образом организовать работу налоговых инспекторов.

В этих условиях остро стоит проблема учета и оценки эффективности мероприятий по погашению задолженности перед бюджетом и успешности работы налоговых инспекторов. Таким образом, стоит задача разработки и внедрения в работу налоговых инспекций программных продуктов, позволяющих учитывать эффективность работы каждого налогового инспектора и каждого проведенного им мероприятия. Разработка концепции программного продукта включала в себя четыре этапа: определение потребностей конечных пользователей; проектировка прикладного программного обеспечения; выбор среды разработки и выбор системной платформы.

Потребности конечных пользователей. Было выделено два .класса конечных пользователей программы - налоговые инспектора, с одной стороны, и руководители налоговых инспекций и их подразделений - с другой. Налоговые инспектора должны будут ежедневно вводить данные о проделанной за день работе (контакты с налогоплательщиками, проведение расследований, административная работа и т.д.). Опираясь на эти данные, руководители смогут распределять специалистов по разным участкам работы таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность работы всей налоговой инспекции в целом.

Проектирование программного обеспечения. Основная идея, заложенная в концепцию программы, - чрезвычайно проста. Каждый инспектор в конце рабочего дня вводит в таблицу примерное количество часов, потраченных за день на выполнение различных операций. Указав время, затраченное на разные виды деятельности, налоговый инспектор указывает, делами каких налоговых правонарушителей (недоимщиков) он занимался в течение дня. Для этого в соответствующем разделе формы он указывает идентификационный номер каждого налогоплательщика, которым ему приходилось заниматься в течение дня, что именно было сделано и поступали ли от этих налогоплательщиков какие-либо платежи в счет погашения недоимки в течение дня. Аналогичным образом вводятся данные о выполнении административных и управленческих функций. Структура этой информации едина для всех инспекторов.

На базе введенной налоговыми инспекторами информации можно будет строить различные отчеты, которые нужны для работы и руководителям отделов, и руководителям инспекций. Стандартный набор отчетов может включать в себя следующие отчеты: «Взыскано всего недоимок за отчетный период», «Взыскано недоимок за отчетный период по инспекторам», «Распределение рабочего времени инспекторов по видам операций». При необходимости налоговые инспекции смогут расширить перечень выдаваемых программой отчетов, создав свои собственные формы отчетов.

Программные средства, рассмотренные нами в настоящем разделе, могут использоваться для унификации процедур, применяемых налоговыми инспекциями для извещения налогоплательщиков о задолженности по налогам и для мониторинга работы районных налоговых инспекций.

Информационная система мониторинга работы по взысканию недоимок. Эта система представляет собой прикладную программу, призванную облегчить руководителям налоговых инспекций низового уровня решение каждодневной задачи распределения человеческих и системных ресурсов. Программа должна адаптироваться к использованию в любых подразделениях, состав рабочих функций которых можно исчерпывающим образом определить.

Для удобства пользования и разграничения доступа пользователей к хранимой в базе данных информации интерфейс ее должен состоять из нескольких экранов. Ниже приведем краткое описание таких экранов.

1. Основной экран, на котором представлено меню из 3 пунктов:
1) ввод данных по отделам;
2) отчеты по инспекторам;
3) отчеты по отделу.
С этого экрана пользователь может вызвать подсказку или закончить работу с программой.

2. Ввод данных по отделам. Если пользователь выбирает первый пункт меню, программа попросит указать, в каком отделе он работает. Этот список можно дополнить списками других отделов в соответствии со своими потребностями и структурой.

3. Ввод данных за день. Инспектор указывает количество рабочего времени, затраченного им в течение дня на выполнение перечисленных функций (возможно более точно, в минутах). Указываются данные о контактах с налогоплательщиками и о поступивших за день платежах.

Rambler's Top100

Copyright © 2010