Главная

Одноэтапная процедура извещения налогоплательщиков о задолженности по налогам

В первой части Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 1999 г., установлена одноэтапная процедура извещения налогоплательщика о задолженности по налогам и финансовым санкциям, в рамках которой первое же направленное налоговой инспекцией недоимщику требование о погашении задолженности является и последним перед применением более жестких процедур по взысканию задолженности, в том числе и наложением ареста на имущество.

Установленная кодексом процедура взыскания задолженности по налогам, пеням и финансовым санкциям выглядит следующим образом.

Первое. В случае установления факта неуплаты в установленный срок налога или пеня налоговый орган выносит Решение о направлении Требования об уплате налогов. Решение выносится в единственном экземпляре и плательщику не направляется. После этого налоговая инспекция направляет плательщику Требование об уплате налогов, т.е. адресованное налогоплательщику или иному обязанному лицу письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В тех случаях, когда на плательщика наложены финансовые санкции за нарушения налогового законодательства, то их сумма в Требовании не отражается, а взыскание производится в судебном порядке. В то же время статьей 104 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Поскольку кодексом установлена единственная форма такого обращения - требование об уплате, то не понятно, каким образом должна действовать инспекция в этом случае. Пока инспекция вписывает предложение добровольно уплатить сумму наложенных санкций в решение о наложении санкций за нарушение налогового законодательства, выносимое по результатам проверки, но как к этому будет относиться суд, пока не известно.

Для взыскания финансовых санкций, не уплаченных должником добровольно, налоговая инспекция обращается с иском в суд. При этом к исковому заявлению прилагаются решение о привлечении плательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства; документы, подтверждающие факт получения плательщиком Решения (или его отправки); другие необходимые документы.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах, сроке исполнения требования, а также мерах обеспечения, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику по месту его учета. В практике работы налоговых органов под местом учета налогоплательщиков - юридических лиц понимается так называемый «юридический адрес», который записывается в учредительных документах предприятия и в соответствии с которым оно встает на учет в конкретной территориальной инспекции. Местом учета физических лиц является место их государственной регистрации, записанное в паспорте.

Требование об уплате налога или сбора может быть вручено руководителю или представителю организации, или физическому лицу (его представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случаях, когда указанные лица уклоняются от получения требования, должностными лицами налогового органа составляется акт, дата составления которого признается датой направления требования.

В связи с большим количеством требований об уплате налога налоговые инспекции большую их часть рассылают по почте заказными письмами с уведомлением о вручении. Если плательщик получает требование, высланное таким способом, то в инспекцию возвращается уведомление, на котором проставлена дата получения и есть расписка в получении. Если плательщик по своему адресу отсутствует, то в инспекцию возвращается само требование с соответствующей отметкой почтового отделения. Поскольку отсутствие плательщика по месту учета не является уклонением от получения требования, то акт в этом случае может не составляться, а сам факт возврата требования фиксируется в докладной записке или иным способом.

Если за время, прошедшее после направления требования, обязанности плательщика по уплате налогов или сборов изменились, то налоговая инспекция направляет ему уточненное требование.

Второе. Налоговая инспекция отслеживает поступления платежей от недоимщиков в сроки, установленные в требованиях. Если в установленный срок налогоплательщик гасит задолженность, то дело считается закрытым. Если в установленный срок необходимая сумма не поступает, то налоговый орган принимает решение о взыскании. Решение должно быть принято в течение 60 календарных дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если этот срок пропущен, то налоговая инспекция теряет право на бесспорное взыскание налогов и пеней и должна проводить его в судебном порядке. Решение о взыскании должно быть доведено до сведения налогоплательщика в течение 5 дней с момента его принятия. Как правило, это осуществляется путем направления его заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу (месту регистрации) налогоплательщика.

Третье. На основе принятого решения о взыскании налоговая инспекция выставляет в банк инкассовые поручения на списание денежных средств со счетов плательщика - юридического лица в бесспорном порядке для погашения задолженности по налогам, сборам и пеням.

Взыскание недоимок по налогам и пеням с физических лиц, равно, как и наложенных на них финансовых санкций за нарушения налогового законодательства, проводится в судебном порядке.

Четвертое. При недостаточности средств на счетах недоимщика для погашения задолженности по налогам и пеням инспекция может обратить взыскание на его имущество, включая и наличные деньги в кассе. Обращение взыскания на имущество юридических лиц проводится по постановлению о взыскании налога за счет имущества, принимаемому руководителем налоговой инспекции. Реализуют это постановление судебные приставы.

Обращение взыскания на имущество физических лиц производится только по решению суда, куда налоговая инспекция должна подавать соответствующий иск.

Опыт работы налоговых инспекций в условиях действия Налогового кодекса РФ показывает, что установленная им процедура взыскания недоимок имеет ряд недостатков, которые серьезно снижают эффективность работы по взысканию недоимок. Рассмотрим некоторые из них.

1. Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что требование об уплате налога во всех случаях должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения Закона о налогах, которые обязывают налогоплательщика уплатить налог. Это существенно увеличило объем информации, включенной в утвержденный бланк требования. В результате бланк получился двухсторонним, что сделало трудным его машинное заполнение.

2. В идеале налоговый орган должен наложить арест на имущество должника уже на следующий день после истечения срока требования об уплате налогов. Оперативность действий по наложению ареста на имущество должников, не уплативших налогов в полном объеме или не согласившихся на предложенный налоговым органом вариант урегулирования, чрезвычайно важна в деле повышения платежной дисциплины налогоплательщиков. С учетом этого необходимо упростить процедуру ареста имущества должников, особенно физических лиц, или предусмотреть в кодексе более мягкую, чем обычный арест, процедуру некоторого ограничения права собственника пользоваться имуществом при наличии у него долгов перед бюджетом.

3. Если налогоплательщиком является юридическое лицо, то налоговый орган в установленном законом порядке выставляет инкассовые поручения на все известные ему счета плательщика в банках Российской Федерации. Налоговым кодексом предусмотрена также и процедура приостановления операции по банковским счетам недоимщика.

Целесообразность этой меры как меры по взысканию недоимок вызывает большие сомнения. Дело в том, что, выставив инкассовое поручение на бесспорное списание средств со счета плательщика, налоговый орган и так фактически блокирует операции по нему (за исключением платежей, которые по установленной Гражданским кодексом РФ очередности идут впереди налогов). Таким образом, приостановление операций по счету плательщика за недоимки не является способом ускорения их погашения.

4. Сложность и длительность процедур взыскания задолженности остро ставят вопрос определения минимальной суммы долга, взыскание которой эффективно с точки зрения государства. Это позволит не тратить ограниченные ресурсы налоговой инспекции на взыскание тех недоимок, работа по которым убыточна для государства. Проведенные нами расчеты показывают, что при судебном порядке взыскания финансовых санкций со всех плательщиков, а также налогов и пеней с физических лиц убыточной для государства становится сумма менее 850 руб. В расчет этой суммы вошли затраты на бумагу, расходные материалы, амортизацию компьютеров и оргтехники, почтовые отправления, а также на оплату труда (с начислениями) сотрудников за подготовку исковых заявлений и участие в судебных заседаниях. Минимальная сумма долга по налогам и пеням с юридических лиц в связи с внесудебным порядком взыскания ниже и составляет, по нашей оценке, 100 - 150 руб. В тех случаях, когда сумма задолженности плательщика меньше указанных сумм, его лицевые счета имеет смысл переводить в «замороженное» состояние и не принимать мер по взысканию недоимки (кроме периодической высылки Требований) до того момента, когда сумма долга превысит установленный минимум.

Аналогичный порядок «заморозки» мелких недоимок существует в США, где к налогоплательщикам, задолжавшим менее 100 долл., не применяются меры по принудительному взысканию, а лишь проводится регулярное напоминание им о наличии долга путем периодической рассылки требований об уплате. Это позволяет отложить работу с «убыточной» задолженностью и сконцентрировать силы инспекции на взыскании крупных недоимок. При этом бездействие инспекции по отношению к мелким должникам не рассматривается как следствие их ненадлежащего отношения к исполнению своих служебных обязанностей.

5. Большие проблемы в практической работе налоговых органов создает отсутствие механизма списания задолженности, безнадежной к взысканию. Такая задолженность возникает вследствие банкротства предприятия при невозможности удовлетворить требования кредиторов за счет его имущества, в случае истечения срока давности взыскания налогов и санкций (3 года -по налогам и пеням, 6 месяцев со дня обнаружения нарушения и составления акта - по санкциям за нарушение налогового законодательства - статья 115 НК РФ).

Наличие неописанной задолженности не позволяет снять обанкротившегося плательщика с налогового учета, что порождает конфликтные ситуации между налоговыми органами и конкурсными управляющими.

Rambler's Top100

Copyright © 2010