![]() | |
Главная
|
Основные требования к автоматизированной информационной системы налоговой инспекцииВ общем случае требования к АИС налоговой инспекции накладывают ограничения на выбор конкретного решения на каждом шаге разработки системы. Состав требований определяется видом, назначением, специфическими особенностями и условиями функционирования конкретной системы. Для АИС налоговой инспекции можно выделить следующие группы требований:
Требования в целом к АИС налоговой инспекции носят в основном декларативный характер и накладывают ограничения на генеральное направление работ по созданию системы. Для налоговой инспекции это такие требования:
Учет фактических и промышленных стандартов в сфере информатизации позволяет на начальном этапе ориентироваться на наиболее распространенные технические и программные решения. Это в значительной мере снижает затраты на сопровождение и развитие системы обработки данных. Кроме того, расширяется круг специалистов, которые могут быть привлечены к техническому обслуживанию системы, разработке и развитию прикладных программных средств, что обеспечивает большую свободу наращивания мощности технических и системных программных средств. Однако международные стандарты поддерживают и регламентируют только массовые, рутинные процессы и типовые объекты. Поэтому для специфических проблем автоматизации налоговая служба должна активно разрабатывать и использовать свои корпоративные стандарты, представляющие собой утвержденные правила, отражающие заданные аспекты построения ИС в организации. Корпоративные стандарты в налоговой службе могут быть следующие: правила выбора названий для баз данных, таблиц; форматы и порядок обмена данными между подразделениями налоговой инспекции; модели расчета налогов; названия функций, форм, программных переменных и файлов; внешний вид основных экранных форм в прикладных системах; представление отчетов; доступ к данным, обеспечение их целостности; порядок защиты данных; оформление пользовательской документации; порядок испытаний и сертификации прикладных систем; интеграция прикладных компонентов и систем; рекомендации на типовые программные средства (офисные приложения, СУБД, средства разработки и т.п.). Использование единых правил при выборе названий переменных и применение единых стандартов кодирования - важнейшее требование для обеспечения удобства сопровождения системы. Его выполнение существенно облегчает понимание внутренней логики программы. Необходимо заранее выработать меры, обеспечивающие обязательное следование принятым стандартам и обозначениям. Систему, в основе которой лежат простые, четко сформулированные стандарты, которые строго соблюдались, будет гораздо легче сопровождать, чем систему, в основе которой заложена очень подробная система стандартов, часто нарушаемых разработчиками. Соблюдение стандартов программирования облегчает чтение и понимание программы. Программист, которому нужно что-то изменить в программе или что-то добавить, должен понимать заложенную в программе логику, но не может тратить много времени на то, чтобы в этой логике разобраться. Использование модульного подхода делает структуру программы более наглядной, при этом сами модули, из которых она состоит, должны быть небольшими. Наиболее адекватным представляется принцип разработки АИС налоговой инспекции на основе концепции открытых систем. Открытой системой, по определению IEEE - Institute of Electrical & Electronics Engineers (Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике - основная инстанция по утверждению международных стандартов в этой области), называется всесторонний и согласованный набор международных стандартов, который определяет интерфейсы, обслуживание и форматы, направленные на достижение совместимости и переносимости приложений, данных и трудовых ресурсов. Основная цель создания открытых систем состоит в возможности экономически и технически эффективного объединения в единую гетерогенную среду разных видов оборудования и программного обеспечения на основе применения стандартизованных интерфейсов между компонентами системы. Такой принцип разработки потенциально позволяет достичь следующих целей:
Стандарты портируемости приложений (их платформной независимости) были определены IEEE. Согласно этим определениям существует несколько градаций портируемости, например стандарт IEEE 1003.1. Portable Operating System Interface for Computing Environments (POSIX) - интерфейс переносных операционных систем для вычислительных сред, который обеспечивает платформонезависимость исходных кодов приложений. Это означает, что исходные коды приложений, разработанных в соответствии с этим стандартом, можно использовать на разных платформах. Для этого требуется предварительно откомпилировать исходные коды приложений на требуемой платформе. Такую степень платформонезависимости обеспечивает применение в разработке стандартных языков программирования, поддерживаемых ANSI и ISO. При этом недопустимо применять при кодировании и компиляции приложений специальные, нестандартные утилиты или средства разработки;
Стандарты должны соответствовать среде разработки и эксплуатации приложения. Стандарты программирования и выбора обозначений (наименований переменных) следует определить исходя из той среды, в которой приложение будет разрабатываться и эксплуатироваться. Требования к безопасности системыК немаловажным требованиям к АИС налоговой инспекции следует отнести обеспечение информационной безопасности, под которой понимается защищенность информации и прикладных программ от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых утечкой или потерей данных. Требования к безопасности системы направлены в первую очередь на обеспечение:
Безопасность АИС методически связана с точным определением компонентов системы, ответственных за те или иные функции, сервисы и услуги, и средств защиты данных, встроенных в эти компоненты. Для АИС налоговых органов безопасность обеспечивается совокупностью компонентов, реализующих различные функции защиты данных:
Требования к функциональным компонентам Помимо требований к функциональной полноте АИС следует установить требования на уровне прикладного программного обеспечения, которые определят базовую АИС налоговой инспекции и послужат отправным пунктом для перехода на единую АИС в будущем. Подобная система должна проектироваться с учетом этой цели. Основными требованиями к функциональным компонентам такой системы могли бы стать такие:
Требования к корпоративной системе хранения данныхОбъем данных, которые хранятся и обрабатываются в налоговой инспекции, измеряется сотнями гигабайтов и продолжает быстро расти. Это значит, что нужно не только наращивать количество и емкость носителей, но и повышать скорость доступа к ним. Дополнительные проблемы вызывает то, что данные оказываются распределенными по разным видам носителей, различным компьютерным платформам и разнесенными территориально на многие километры. В настоящее время данные рассматриваются не как нечто, располагающееся на периферийных устройствах вычислительных машин, а как самостоятельный ресурс, нуждающийся в надежном хранении и централизованном управлении, разделяемый разнородными приложениями и имеющий жизненный цикл, по продолжительности значительно превышающий время жизни компьютерных платформ. Соответственно и на устройства долговременной памяти нужно смотреть как на относительно самостоятельные аппаратно-программные продукты, подчиняющиеся тем же законам, что и другие компоненты корпоративных информационных систем. Требования к современным корпоративным системам хранения данных можно разбить на следующие группы.
Требования к интерфейсу пользователяПользовательский интерфейс определяет то, как система воспринимается пользователем. Все экраны должны быть построены по единому образцу, они должны быть просты и удобны в работе. Хотя на сегодняшний день графический интерфейс пользователя (GUI) считается уже стандартом, старая добрая система меню часто оказывается вполне приемлемым решением, если она хорошо продумана и следует единой логике. Профессиональные операторы по вводу данных обычно не любят работать с графическим интерфейсом и приб?гают к его возможностям в основном только при возникновении ошибок. Следует внимательно отнестись к требованиям быстрой набивки данных, которую осуществляют эти операторы. Использование мыши может только замедлить их работу, они не должны отрывать рук от клавиатуры во время набивки. Функциональность того или иного средства и удобство его использования - вещи тесно связанные. Например, гибкость модуля системы, через который осуществляется ввод данных, обеспечивает пользователю высокий уровень функциональности и эффективности в сочетании с удобством работы. Описания и правила, регламентирующие работу с вводимыми документами, должны задаваться через таблицы. Чтобы данные было удобно вводить, можно рекомендовать нумерацию форм и строк, где в используемые формы приходится часто вносить изменения. При этом каждая строка на форме получает собственный уникальный номер-идентификатор, который никогда не меняется, из года в год остается одним и тем же. Системе нужно только указать номер формы, а ввод данных во все формы осуществляется по единым правилам. 1. Данные набиваются только в те строки, в которых что-то проставлено (пустые строки нулями не заполняются). 2. Для каждой строки, в которой стоит какое-то значение, оператор вводит идентификатор этой строки и само стоящее в ней значение. 3. Правила арифметической проверки задаются также с помощью идентификаторов строк (например, содержимое 11-й строки должно равняться сумме значений, стоящих в 7-й и 10-й строках). Обращаем внимание на то, что идентификаторы строк могут и не совпадать с их порядковыми номерами, например, десятая строка в форме может иметь идентификатор 35. Этим методом можно вводить любые формы, при этом оператор указывает номер строки и само значение только для тех строк, в которых что-то указано. Метод простой, обеспечивает скорость и позволяет использовать номера строк при задании правил вычисления. Термин «оперативный ввод данных» в контексте налоговых систем используется довольно часто, однако разные люди могут понимать его по-разному. Обычно под оперативным вводом данных имеется в виду, что данные с налоговых деклараций и платежных документов вводятся в присутствии налогоплательщика. Это вовсе не означает, что данные при этом не проверяются. В конце каждого дня обязательно должно производиться сальдирование пассивов и платежей с вычислением контрольных сумм, и только после этого введенные данные могут быть сохранены в прикладной программе. Качество прикладных компонентовВнедрение информационных систем в налоговых органах требует безотлагательного решения проблем обеспечения соответствующего качества программного обеспечения. Недостаточно тщательно проработанное программное обеспечение может нанести значительный ущерб бюджету, так как налоговым органам приходится тратить значительные средства на разработку, модернизацию и поддержание программного обеспечения в работоспособном и актуальном состоянии. Наоборот, высококачественные программные подсистемы помогают повысить эффективность работы налоговой инспекции. Качество таких крупномасштабных АИС полностью определяется качеством процесса разработки, так как практически невозможно провести всестороннее тестирование ввиду ограниченного времени и огромных накладных расходов. Неудовлетворительное качество программного обеспечения обусловливается следующими причинами:
При решении этих проблем в первую очередь необходимо определить номенклатуру критериев качества ПО для налоговой инспекции, которые представляют собой измеряемые численные показатели в виде некоторой целевой функции, характеризующей степень удовлетворения программ заданным требованиям. Критерии качества в совокупности характеризуют функциональные и конструктивные особенности программ. Функциональные показатели качества отражают основную специфику применения и степень, соответствия программ их целевому назначению. В частности, для налоговой инспекции они отражают номенклатуру исходных данных, методы их обработки, степень достоверности результатов и т.п. Номенклатура конструктивных показателей качества практически не зависит от назначения и области использования ПО. К показателям относятся сложность программ, ресурсоемкость, конструктивная корректность, надежность, способность к модернизации, эргономич-ность, эстетичность и т.п. Все выбранные показатели качества измеряются и численно оцениваются специальными методами и средствами. Реальные значения качества могут поэтапно уточняться в процессе создания и эксплуатации программ. На каждом этапе жизненного цикла выделяются наиболее значимые критерии и основные потребляемые ресурсы, которые могут существенно отличаться от соответствующих показателей на других этапах. По завершении очередного этапа разработки показатели качества оцениваются, принимается решение о соответствии заданному качеству. Достижение достоверности и точности проведения контроля, измерений и оценки качества программных компонентов осуществляется посредством создания и использования следующих типов инструментальных средств:
Это позволяет упорядочить, контролировать и эффективно распределять ресурсы в процессе разработки и эксплуатации прикладного программного обеспечения и в целом значительно повысить его качество. Параметризация Требования удобства сопровождения необходимо учитывать уже на этапе проектирования приложения. Параметризация позволяет осуществлять настройку системы; из всех приемов, повышаю, щих удобство сопровождения, она является, пожалуй, наиболее эффективной. Все основные параметры системы, в том числе название самой системы, названия экранов, имена зарегистрированных пользователей и их пароли, названия подразделений налоговой инспекции, коды транзакций, коды территорий, коды типов деятельности, даты, используемые по умолчанию, даты налогового календаря, названия устройств и т.д., должны храниться в таблицах базы данных. Такой подход позволяет настраивать систему на особенности конкретной инсталляции и избегать необходимости перепрограммировать систему, когда возникает необходимость что-то изменить. Чем больше параметров системы вынесено в таблицы, тем легче будет настроить систему на конкретные цели. |
![]() |
Copyright © 2010