Главная

Анализ системного подхода к описанию модели управления налоговым органом

В налоговых инспекциях ежедневно перерабатываются большие объемы информации. Она поступает от налогоплательщиков, которые представляют в налоговые инспекции данные о своей регистрации, а также отчеты о своей финансовой и экономической деятельности, из банков - платежные поручения об уплаченных налогах. Кроме того, органы, осуществляющие регистрацию организаций, сообщают в налоговые инспекции сведения о зарегистрированных или ликвидированных организациях. В свою очередь органы, регистрирующие физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сообщают в налоговый орган информацию о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Органы, осуществляющие учет недвижимого имущества, сообщают информацию о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах и их владельцах; учреждения, уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы сообщают о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения и т. д.

Для налоговых инспекций характерны пиковые нагрузки по объему поступающей информации во время массовой сдачи налогоплательщиками налоговой отчетности и деклараций. Изменение налогового законодательства, непрерывное увеличение количества налогоплательщиков, стремление части налогоплательщиков уйти от налогообложения усложняют управление работой налоговых инспекций. На процесс поступления в бюджет налоговых платежей влияет большое количество факторов. Как показывает практика, временные ряды налоговых данных (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и т. д.), как правило, нестационарные.

В этих условиях организация налогообложения в налоговых органах практически невозможна без автоматизированных информационных систем. Построение информационной системы предполагает интеграцию в единое информационное пространство всех структурных подразделений налоговых органов и других государственных органов (органы регистрации налогоплательщиков и имущества, таможня, банки и др.).

Объем налоговых поступлений зависит от состояния экономики страны и в большой мере - от эффективности работы налоговых органов (например, в некоторых налоговых инспекциях до 20% дополнительных налоговых платежей поступает по результатам выездных налоговых проверок).

Управление налоговыми органами в нашей стране осуществляется на трех уровнях: на федеральном уровне налоговый орган представлен Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (МНС), на региональном уровне - управлениями МНС по субъектам Российской Федерации, на местном уровне - налоговыми инспекциями МНС России. Структурная иерархическая зависимость выглядит следующим образом: МНС России => управления МНС по субъектам Российской Федерации => налоговые инспекции. Кроме того, для контроля за деятельностью отдельных групп организаций (например, алкогольной и табачной промышленности, крупнейших предприятий и др.) созданы межрегиональные налоговые инспекции, для обработки налоговых деклараций - межрегиональные центры обработки данных.

Налоговым органом управляет субъект управления, который принимает решения в соответствии с целями управления, поставленными законодательными и исполнительными органами государства. В качестве субъекта управления может выступать как один человек (например, руководитель налогового органа или его заместитель), так и группа людей (например, сотрудники, входящие в состав коллегии налогового органа). Основная цель, к которой стремятся налоговые органы, - построить свою работу с налогоплательщиками таким образом, чтобы налоги были выплачены во всем объеме, определенном законодательством. Это достигается путем контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, ведения учета налогоплательщиков, проведения разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, информирования налогоплательщиков о действующих налогах и сборах и т. д.

Субъект управления может достигать поставленных целей, если он располагает системой реализации этих целей, т. е. системой управления. При создании системы управления и в процессе ее эксплуатации необходимо учитывать фактор сложности объекта управления. В теории управления, как известно, все объекты управления делятся условно на два класса: простые и сложные. Провести четкую границу между простым и сложным объектом невозможно. Как правило, простой объект можно описать системой линейных дифференциальных уравнений. В настоящее время управление такими объектами не представляет больших трудностей. Если известны начальное состояние такого объекта в некоторый момент времени t0 и управляющее воздействие на объект в этот же момент времени, то можно достаточно точно определить и его новое состояние на любой момент времени и Например, к простым объектам управления можно отнести искусственные спутники Земли, местоположение которых определяется с помощью законов небесной механики.

Понятие сложного объекта до настоящего времени строго не определено. Однако можно выделить его наиболее характерные свойства. Сложный объект состоит из множества взаимосвязанных разнородных частей. Сложный объект труден в управлении из-за наличия источников случайных помех как в самом объекте, так и во внешней среде. В результате его поведение бывает неожиданным для субъекта управления; это связано с тем, что возникает разная реакция объекта на одно и то же управление. Даже подробное знание параметров сложного объекта в прошлый период не позволяет точно предсказать его выходные параметры в будущем. Все перечисленные выше свойства сложного объекта присущи и налоговым органам.

Степень сложности объекта управления можно также определить количеством информации, необходимой для описания реальной системы, а также вычислительной сложностью задач, которые требуется решать в процессе управления этим объектом. В своей статье "Оптимизация через эволюцию и рекомбинацию", которая была издана в 1962 г., Ханс Бремерманн пришел к выводу: не существует системы обработки данных, искусственной или естественной, которая могла бы обрабатывать более чем 2x1047 бит/с на грамм своей массы. Для доказательства этого утверждения он предположил, что информация для работы закодирована в виде энергетических уровней в интервале [0, E] и этот интервал можно разделить на N равных частей с энергией ΔЕ. Тогда одновременно будет занято М (2 М N) уровней и максимальное число битов, представляемых с помощью энергии Е, будет равно:

Мlog2(1 + N/M)

Для представления большего объема информации при неизменном значении Е необходимо увеличить число уровней N. При этом ΔЕ имеет ограниченное значение, определяемое в соответствии с принципом неопределенности Гейзенберга, согласно которому энергия может быть измерена с точностью до ΔЕ, если выполняется неравенство ΔЕΔt h, где Δt - длительность времени измерения; h = 6,6251027 эрг/с - постоянная Планка. Следовательно, число уровней N не может быть больше значения ЕΔt/h.

Представив энергию Е соответствующим количеством массы т, согласно формуле Эйнштейна Е = mc2 (с=3108 м/с -скорость света в вакууме) получим верхнюю границу количества битов информации для обработки информации:

где m = 1г, Δt = 1с.

Кроме того, Бремерманн вычислил число битов, которые могла бы обработать гипотетическая компьютерная система, имеющая массу, равную массе Земли, за период, равный примерному возрасту Земли. Это число (1093 бит) называется пределом Бремерманна, а задачи, требующие обработки более чем 1093 бит информации, называются трансвычислительными задачами.

В настоящее время результаты работы налогового органа характеризуют несколько тысяч параметров, которые представлены в формах налоговой отчетности. К ним относятся: значения налоговых платежей, распределенных по видам налогов и бюджетов (федеральный и территориальный), результаты контрольных проверок (число проверок, дополнительно начисленные суммы налогов, штрафы, пени), данные о налогооблагаемой базе и т. д. Информация о налогоплательщике состоит из регистрационных данных, данных о его экономической деятельности и некоторой косвенной информации. Количество параметров, описывающих налогоплательщика с учетом требований налоговой инспекции, может достигать нескольких сотен. Если это количество умножить на число налогоплательщиков и на число временных периодов использования информации о налогоплательщике (в настоящее время период равен трем годам), то становится понятным, с какими огромными объемами информации работают в налоговых инспекциях. Следовательно, налоговые органы обладают всеми характеристиками сложных объектов.

Для эффективного управления сложным объектом необходимо знать его состояние в любой момент времени, иметь оперативный доступ к данным, определяющим состояние объекта в прошедшие моменты времени, уметь прогнозировать его поведение при различных управляющих воздействиях и выбирать из них те воздействия, которые приводят к намеченной цели. Управление сложным объектом возможно только при участии человека, при этом обработка данных и формирование вариантов решений выполняются с помощью вычислительной техники, а окончательное решение принимает человек - субъект управления.

Принципиальная схема управления сложными объектами

Принципиальная схема управления сложными объектами

Сложный объект (налоговый орган) взаимодействует со средой. Под средой понимаются налогоплательщики, регистрирующие органы, банки, таможенные органы и т. д. Субъект управления получает информацию о состоянии объекта. Для выбора управляющего воздействия субъект управления, проанализировав эти данные, формирует цель управления в виде некоторого задания для модели. Например, при выборе из множества альтернативных предложений по изменению налогового законодательства нужно определить предполагаемые значения налоговых сборов с учетом прогноза о сужении или расширении налогооблагаемой базы. При отборе налогоплательщиков для выездных налоговых проверок необходимо учитывать то обстоятельство, что отбор только крупных налогоплательщиков, по которым делаются и самые большие дополнительные начисления, может привести к снижению налоговых поступлений со стороны средних и мелких налогоплательщиков. На региональном и федеральном уровне приходится принимать решения о распределении имеющихся ограниченных ресурсов (серверов, рабочих станций и другой вычислительной техники), а также кадрового обеспечения специалистами между налоговыми инспекциями. Перечисленные ресурсы необходимо распределить таким образом, чтобы с учетом особенностей территории, промышленного потенциала, изменения налогового законодательства и сложившихся коллективов обеспечить максимальную эффективность по сбору налогов в регионе. С помощью модели в общем случае рассчитывается некоторый набор вариантов, из которых субъект управления выбирает такой, который обеспечивает максимальную эффективность работы налоговых инспекций.

При создании системы управления сложным объектом и ее эксплуатации проводится системный анализ. В результате его проведения формулируются цели управления, определяются входные и выходные параметры объекта управления, проводится структурный синтез модели, идентифицируются параметры модели, проводится синтез системы управления.

Rambler's Top100

Copyright © 2010