![]() | |
Главная
|
Основные принципы развития налоговой службыПри разработке стратегии реформ и особенно при попытках распространить успешный опыт реформ одних регионов на другие следует учитывать масштабы территории Российской Федерации и региональные особенности. Необходимо отработать отдельные компоненты реформы на региональных и местных инспекциях, выбранных в качестве пилотных, убедиться в эффективности найденных решений и лишь после этого приступать к распространению этого опыта по всей Российской Федерации, внося в него поправки и изменения с учетом местных особенностей. Перечень целей, на достижение которых должна быть направлена модернизация налоговой службы, можно определить по-разному. Нам представляется, что в этом перечне должны быть отражены следующие требования: • повысить эффективность работы налоговой администрации за счет перехода на функциональную организацию налоговых органов всех уровней; • добиться сокращения числа счетов недоимщиков, не допускать роста числа плательщиков, прекративших платить налоги, сократить число неплательщиков, не вставших на налоговый учет; • повысить эффективность и результативность налоговых проверок, скоординированных на федеральном уровне, путем использования методов интеллектуального анализа данных; • добиться постоянного повышения налоговой дисциплины налогоплательщиков за счет создания справочных служб и совершенствования обслуживания плательщиков, а также путем снижения падающей на них административной нагрузки по соблюдению их обязанностей как налогоплательщиков; • разработать стандартные информационные системы для руководителей налоговых органов, системы внутреннего контроля, системы регистрации и учета налогоплательщиков, системы учета налоговых платежей и системы сопровождения налоговых проверок. Главной задачей совершенствования налоговых органов должно стать переключение усилий и ресурсов с дорогостоящих мер по принуждению соблюдать законы на более дешевые меры непринудительного характера, способствующие добровольному соблюдению налоговой дисциплины со стороны плательщиков. Можно привести ряд примеров, наглядно показывающих, что отношение к налогоплательщикам необходимо изменить. В настоящее время в повестках, которые налоговые инспекции рассылают налогоплательщикам, не всегда указывается причина, по которой их вызывают в инспекцию, и, как правило, не говорится, какие действия может предпринять налогоплательщик, чтобы решить проблему самостоятельно. В огромном большинстве случаев налоговые инспекции, если у них возникают какие-либо вопросы к налогоплательщику, требуют, чтобы он сам или его ответственный представитель (если плательщик - организация) являлся в инспекцию лично. Но это еще не все. Даже если налогоплательщик поймет, что он него хотят, потратит свое время и силы, чтобы устранить возникшее недоразумение и уладить дело, налоговая инспекция и не подумает прислать ему уведомление о том, что его дело благополучно улажено. Следующий пример относится к тому, что инструкции, формы и нормативные акты выпускаются без должной проработки, так как основное внимание уделяется тому, чтобы Эти новые документы не противоречили принятым законам и другим нормативным актам и инструкциям. В результате налогоплательщику приходится тратить свое время, чтобы во всем этом разобраться, у него возникает впечатление, что налоговые органы, допустившие такие нестыковки и путаницу, и во всем остальном работают не лучше. Следовательно, новые формы, инструкции, правила и нормативы должны проходить экспериментальную проверку перед повсеместным внедрением. В России недостаточно развита сеть услуг для налогоплательщиков. Сейчас, если у налогоплательщика возникает вопрос о том, как правильно рассчитать налог, когда и куда надо сдавать декларацию или как осуществить уплату налогов, ему приходится, как правило, отправляться в свою налоговую инспекцию и задавать эти вопросы там. Такие услуги, как телефонный автоответчик на самые часто задаваемые вопросы или соответствующий сайт в Интернете, используются мало, хотя стоимость организации и поддержания подобных услуг мала по сравнению с индивидуальным взаимодействием налогового инспектора с каждым налогоплательщиком. Для достижения стратегических целей, которые заключаются в увеличении налоговых поступлений и повышении эффективности работы при имеющихся ресурсах, следует направить усилия налоговых органов на программы, которые в других странах доказали свою эффективность. В качестве примера подобных программ можно назвать целенаправленный выбор налогоплательщиков для проведения налоговых проверок. Поясним природу проблем с используемым ныне подходом на конкретном примере. В настоящее время налоговые инспекции продолжают осуществлять камеральные проверки подаваемых налогоплательщиками деклараций и расчетов, на выполнение которых отвлекаются значительные человеческие ресурсы. Если же взять документальные проверки, то их число недостаточно, и часто они оказываются безрезультатными - иногда потому, что отбор плательщиков для проведения проверки производится не адекватно, иногда потому, что инспекторам не хватает квалификации, а иногда потому, что просто нет информации, без которой проверка не может быть результативной. Цель при этом должна заключаться в том, чтобы направить усилия региональных и местных инспекций на работу с теми группами налогоплательщиков, документальная проверка которых даст самые большие доначисления. Это потребует разработки критериев выбора налогоплательщиков для проведения проверок (эти критерии должны строиться на основе данных, содержащихся в базах данных федерального уровня), с помощью которых можно будет заранее отбирать налоговые декларации, проверка которых может дать самые высокие доначисления. Необходимо также отслеживать, насколько эффективными оказались планы налоговых проверок, а для этого следует вести учет результатов и постоянно оценивать эффективность налоговых проверок. Проведение крупномасштабной реформы налоговой системы - это всегда трудная и болезненно решаемая проблема. В России трудность ее решения усугубляется еще и тем, что страна находится в переходном периоде. Переход от плановой социалистической системы к рыночной экономике предполагает не только внесение изменений в соответствующие законы и административные процедуры, но и пересмотр сложившихся стереотипов со стороны как общества, так и властей. |
![]() |
Copyright © 2010