![]() | |
Главная
|
Система налогов в Российской ФедерацииНалоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Общие принципы налоговой системы Российской Федерации (РФ) были заложены в 1992 г.; после введения в действие Налогового кодекса РФ (Ч. 1) 1 января 1999 г. система получила дальнейшее развитие. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный валовой внутренний продукт (ВПП), за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей классифицируется по определенным критериям, признакам, особым свойствам на группы. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др. Налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Общие условия установления налогов
Объектами налогообложения являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Каждый налог имеет самостоятельный объем налогообложения. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Порядок исчисления налога: налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Порядок и сроки уплаты федерального налога устанавливаются федеральными законами, регионального налога - законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, местного налога - представительными органами местного самоуправления. Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной системы,
включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В Российской Федерации
вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы: Налоговая реформа в условиях перехода к рынкуМировой опыт налоговых реформ свидетельствует о том, что налоговая система в неизменном состоянии не может долго хорошо работать: изменяются государственные цели и приоритеты; появляются новые технологии в области вычислительной техники, в связи с чем открываются и новые возможности. Эти и многие другие причины вызывают необходимость в постоянном совершенствовании налоговой системы. Таким образом, главной целью налоговой реформы должно быть не создание «наилучшего и окончательного» варианта налоговой системы, а создание встроенного механизма постоянной адаптации этой системы к внешним изменениям. Требования, предъявляемые к современной налоговой системе Системный подход к описанию модели управления налоговым органомПраво государства взыскивать с организаций и физических лиц принадлежащие им денежные средства в виде налогов позволяет государству предоставлять населению общедоступные услуги (медицина, учеба, общественный транспорт и т. д.), поддерживать общественный порядок, защищать от внешней агрессии и служить основой политической власти. Однако при этом тот, кто не платит налогов, и тот, кто их платит, пользуется одинаковыми услугами, в связи с чем отдельные граждане и предприятия стремятся уменьшить налоговые выплаты. При высоком уровне налогов и неустоявшейся экономической системе уклонение от налогов может принять всеобъемлющий характер. В подобных условиях повышение эффективности работы налоговых органов имеет большое значение. Государство не может тратить больших средств на сбор налогов, поэтому сама структура налогов и государственная система, обеспечивающие сбор налогов, должны требовать минимальных затрат. Организация налогообложения в период перехода к рыночной экономике - одна из самых сложных проблем. Большое число налогоплательщиков обязано регистрироваться в налоговых органах, сообщать о своих доходах и самостоятельно рассчитывать сумму своих налогов. Люди могут иметь несколько источников дохода, к ним предъявляются сложные требования по составлению налоговых деклараций. Анализ системного подхода к описанию модели управления налоговым органом Информационные технологии в налоговой инспекцииОсновная цель налоговых органов России - максимально полное взимание налоговых платежей в условиях действующего налогового законодательства. Успешное решение данной проблемы неразрывно связано с совершенствованием аналитической и контрольной деятельности в налоговой инспекции - основного звена налоговой системы. В настоящий момент актуальны задачи выявления потенциальных неплательщиков налогов, анализа динамики налоговых платежей и их прогнозирования, анализа экономической деятельности предприятий региона, разработки качественной нормативной документации и ее оперативного внедрения в практическую деятельность налоговой инспекции, анализа полноты и непротиворечивости действующего законодательства и выработки рекомендаций по его усовершенствованию. В основе решения данных задач лежит система учета налогоплательщиков, причитающихся и фактических поступлений налоговых платежей - информационный фундамент налоговой инспекции. Ключевым инструментом решения вышеперечисленных проблем служит внедрение эффективных информационных технологий - системы методов и способов сбора, передачи, обработки, хранения, представления и использования информации. Цели и задачи автоматизации налоговых органов России Методы и модели отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверокК одному из важнейших видов налогового контроля относятся выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Такие проверки в настоящее время дают до 20% дополнительных налоговых начислений и служат средством для воспитания налоговой законопослушности налогоплательщиков, а также способствуют созданию для налогоплательщика таких условий, при которых ему будет выгодней платить налоги, чем не платить. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной выездной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Охватить большой круг налогоплательщиков выездными налоговыми проверками не представляется возможным из-за ограниченных ресурсов налоговых инспекций, так как в некоторых налоговых инспекциях на одного инспектора-документалиста приходится более 100 налогоплательщиков-организаций, поэтому задача отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок очень актуальна. Независимо от вида налога применяются одни и те же методы выбора объектов для проверки. При этом многие налоговые службы предпочитают использовать одновременно несколько разных методов, а не полагаться на какой-либо один. Цель такого выбора обычно заключается в поиске потенциально наиболее «продуктивных» случаев, т.е. таких налогоплательщиков, проверка которых сулит наибольший объем доначислений. При этом большинство налоговых служб признает также важность обеспечения некоторого минимального уровня охвата документальными проверками всех групп налогоплательщиков, даже тех, которые в прошлом всегда платили свои налоги исправно, чтобы они и дальше продолжали столь же честно декларировать свою налоговую базу и платить налоги. Методы и модели отбора налогоплательщиков. Случайный выбор Совершенствование процедур уведомления недоимщиков и контроля работы по взысканию недоимкиНа момент создания Государственной налоговой службы Российской Федерации в 1991 г. выполнение большинства рабочих функций в налоговых инспекциях не было компьютеризировано. При прежней системе, когда налогоплательщиков было сравнительно мало, этого и не требовалось, но в условиях перехода к рыночной экономике становится неприемлемым. В результате сохранения сложившейся в то время технологии работы сегодня в большинстве случаев бухгалтеры предприятий должны лично приходить в налоговую инспекцию по месту постановки предприятия на учет, чтобы сдать налоговые декларации и другие формы налоговой отчетности и лично присутствовать при процедуре математической верификации этих документов. Подобные процедуры отнимают много времени и у налогоплательщиков, и у налоговых инспекторов и часто оказываются неэффективными, поскольку далеко не всегда позволяют выявлять случаи занижения налогооблагаемой базы. Один из аспектов работы налоговой службы, который может быть модернизирован без значительных затрат со стороны налоговых органов, - это работа с недоимщиками на уровне территориальных налоговых инспекций, а именно процедуры уведомления налогоплательщиков об имеющейся у них недоимке и процедуры отслеживания затрат рабочего времени налоговых инспекторов на работу с недоимщиками. Анализ отчетности налоговых органов показывает тенденцию к росту задолженности налогоплательщиков по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Темп этого роста зачастую выше, чем темп роста поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. В этом смысле сокращение недоимки является не менее важным источником доходов бюджета, чем контрольная работа налоговых органов, проводящаяся с целью выявления нарушений налогового законодательства и компенсации потерь государства от этих нарушений. В данном учебном пособии мы не будем подробно рассматривать причины образования задолженности по налогам, отметим лишь, что одним из факторов ее роста является недостаточно эффективная организация работы по ее взысканию, установленная действующим законодательством. До вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации в распоряжении налоговых инспекций были следующие основные способы взыскания задолженности по налогам с юридических лиц:
При этом второй и третий способы взыскания задолженности в связи с длительной и громоздкой процедурой оформления документов не могут применяться в массовом порядке, в то время как задолженность плательщиков перед бюджетом - это явление массовое. Таким образом, в распоряжении налоговых органов был единственный массовый метод борьбы с недоимкой -выставление инкассовых поручений на счета плательщиков. Инкассовое поручение позволяет быстро взыскать с расчетного счета недоимщика денежные средства в пределах остатка на счете. Но, как правило, остаток на счете предприятия-должника существенно меньше, чем сумма его задолженности перед бюджетом. На счете предприятия может вообще не быть денег, а иметься картотека неисполненных платежных документов (в том числе и поручений на уплату налогов в бюджет, выставленных самим плательщиком, но своевременно не оплаченных из-за отсутствия денег). Кроме того, неисполненные инкассовые поручения «блокируют» работу налогоплательщика, не дают ему нормально пользоваться своим счетом, вынуждают переходить на расчеты наличными деньгами, по бартеру или использовать счета других фирм, а это, в свою очередь, создает предпосылки для сокрытия налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов. В результате действия этих факторов эффективность взыскания при помощи инкассовых поручений составляла всего 5 - 15%. Необходимо отметить, что ни в одной стране мира с развитой рыночной экономикой взыскание налоговой задолженности со счетов плательщиков не производится, а применяются более мягкие, «щадящие» способы, особенно если плательщик признает задолженность и демонстрирует готовность погасить ее в течение определенного времени. Законодательством, действовавшим до вступления в силу первой части Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривались существенные различия в процедурах взыскания недоимок с юридических и физических лиц. Так, взыскание недоимок с предприятий и организаций проводилось в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке, что нарушало принцип равенства всех субъектов хозяйственной деятельности перед законом. Все эти недостатки требовали изменения законодательства с целью их устранения. Принципиально новым для российского налогового законодательства является установление процедуры извещения недоимщика о наличии у него задолженности перед бюджетом. Извещение налогоплательщиков о задолженности по налогам Статистическое прогнозирование налоговых доходовПрогнозирование налоговых доходов с использованием статистических методов - важная составная часть налогового анализа. Такие прогнозы позволяют формировать реалистичные, обоснованные планы налоговых поступлений и уточнять их по мере изменения экономической ситуации в стране или регионе. При этом методы, которые используются для построения прогнозов бюджетных поступлений, можно использовать и для анализа возможных последствий внесения изменений в налоговое законодательство, и для выбора обоснованных мер налогового регулирования. Эти методы можно условно разделить на два больших класса -прогнозирование с помощью чисто статистических моделей динамических рядов и прогнозирование на базе экономических моделей. Модели, относящиеся к первому классу, позволяют прогнозировать поведение той или иной переменной на базе количественного анализа ее же собственной прошлой динамики. Экономические модели также предполагают использование количественных методов анализа, однако, помимо прошлой динамики самого прогнозируемого показателя, они позволяют учитывать также зависимость этого показателя от других экономических переменных. Например, при прогнозировании объема поступлений в бюджет подоходного налога с физических лиц в экономическую модель можно включить такие показатели, как среднедушевой уровень денежных доходов населения и уровень потребительских расходов. В настоящей главе рассматриваются также способы оценки точности и адекватности прогноза. Приводятся конкретные примеры с использованием реальных данных. При изложении материала мы будем в основном полагаться на интуицию читателя, т.е. не столько доказывать обоснованность применяемых методов, сколько объяснять их содержательный смысл на интуитивном уровне. Типы данных и статистические характеристики временных рядов Микроимитационное моделирование и возможности его примененияМикроимитационные модели - это аналитические вычислительные модели, основанные на использовании отчетных данных по налогоплательщикам (данных микроуровня). Модели этого класса получили в последнее время широкое распространение в качестве инструмента анализа возможных последствий решений, принимаемых в области налоговой политики. Растущая популярность этих моделей среди специалистов в области налогового анализа наблюдается не только в развитых странах, но и во всем мире. Так, в США, Канаде, Германии и Франции подобные модели используются уже много лет, а Ямайка, Гватемала, Китай и Российская Федерация делают первые шаги по их разработке и применению. Основное назначение микроимитационных моделей |
![]() |
Copyright © 2010