![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная
|
Оценка размера клиентской базы микрофинансовых организаций со стороны наименее защищенных слоев населения: безработных, населения с низкими доходами с учетом гендерной составляющей
Безработные Безработные
Из экономически активного населения на конец 2001 г. 8,9% не имели работы, к концу 2002 г. уровень безработицы несколько снизился и составил 8,6%. Общее число безработных на начало 2003г. составило 6 153 тыс. человек, из них на долю безработных мужчин приходится 54,0%, на долю безработных женщин – 46,0%. [2] Однако не все безработные обладают качествами, позволяющими реализовать себя как предпринимателя. Соответственно и не все из них являются потенциальными клиентами микрофинансовых институтов. Основываясь на материалах исследования «Анализ состояния предложения и спроса
на рынке микрофинансовых услуг России», проведенного по заказу ФИНКА Интернэшнл
ООО в 2000 г., к ключевым количественным характеристикам, определяющим и
формирующим предпринимательский потенциал, относятся: Проанализировав качественную структуру безработных по означенным характеристикам, выделим из их общего числа тех безработных мужчин и женщин, которые обладают указанными выше признаками. Распределение численности безработных России по возрастным группам (диаграмма 16) свидетельствует, что около половины из них находятся в возрасте, благоприятном для предпринимательской деятельности. Причем число мужчин и женщин, удовлетворяющих данному возрастному цензу, было примерно одинаково и составляло порядка 1,3 млн. человек; 30,5% от общего числа безработных – это молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет, когда происходит профессиональное формирование личности, осуществляется выбор сферы деятельности. Однако по данным специального обследования Госкомстата России, только 3%
людей в возрасте до 25 лет возглавляют малые предприятия. Дело не в том, что
предпринимательство мало привлекательно для молодежи, скорее всего, причина
заключается, например, в отсутствии опыта руководства, боязнь ответственности
или отсутствие необходимых финансовых ресурсов. Именно отсутствие финансовых
средств подавляющее число предпринимателей считает основной проблемы в создании
бизнеса. Микрофинансирование является тем инструментом, который позволит, с
одной стороны, «омолодить» бизнес, а с другой – поможет молодежи реализовать
себя в нем. Диаграмма 16. Структура безработных по возрасту, ноябрь 2002 года, в процентах от общего числа безработных соответствующей категории (внешний круг - все безработные, средний круг - безработные мужчины, внутренний круг - безработные женщины) [3]
По уровню образования в группу лиц, имеющих высшее профессиональное, неполное высшее и среднее профессиональное образование попадает 33,5% безработных мужчин и 42,7% безработных женщин (диаграмма 17). Диаграмма 17. Структура безработных по уровню образования, ноябрь 2002 года, процент от общего числа безработных соответствующей категории (внешний круг - все безработные, средний круг - безработные мужчины, внутренний круг - безработные женщины) [4]
Род занятий безработных по последнему месту работы представлен в таблице. Среди безработных мужчин порядка 11,9% составляли бывшие руководители, специалисты высшей или средней квалификации. Среди безработных женщин к указанным группам принадлежало порядка 21,3% от общего количества. Безработные по занятиям по последнему месту работы [5]
Самым жестким ограничением среди всех отобранных факторов, которыми можно измерить уровень предпринимательского потенциала безработной части населения, является предыдущий опыт работы. Учитывая, что уровень образования человека и род его занятий взаимосвязаны, можно сделать следующий вывод: из общего числа безработных порядка 11,9% мужчин и 21,3% женщин обладают объективными признаками (возраст, образование, опыт предыдущей работы), позволяющими успешно заняться предпринимательской деятельностью в качестве владельца бизнеса. Поскольку речь идет о безработных, которые будут вынуждены начинать свое дело "с нуля", очевидным является тот факт, что бывшие безработные, создающие микро-предприятия или регистрирующиеся в форме ПБОЮЛ, будут предъявлять спрос на микрофинансовые ресурсы для своего стартующего бизнеса. Таким образом, порядка 395,5 тыс. безработных мужчин и 603,0 тыс. безработных женщин при благоприятных условиях могли бы организовать свой бизнес и предъявить спрос на микрофинансовые ресурсы. Фактические размеры указанных групп могут быть как меньше, так и больше. Уменьшению размеров групп способствуют такие факторы, как отсутствие индивидуальных качеств, необходимых для предпринимательской деятельности (предприимчивость, инициатива и т.д.), специальных знаний в области организации и развития бизнеса (менеджмент, маркетинг и т. д.) и финансовых возможностей. Увеличению размеров групп
потенциальных предпринимателей помогает то, что организовать свой бизнес и
успешно его развить могут представители и из других групп безработных по
возрасту, уровню образования и опыту работы, имеющие субъективные задатки
предпринимателя. Итак, по факту, несмотря на то, что в структуре безработных насчитывается порядка 395,3 тыс. мужчин и 603,0 тыс. женщин, обладающих основными предпринимательскими качествами, только 128 тыс. безработных мужчин и 60 тыс. женщин готовы открыть собственное дело. Эту цифру мы можем принять как нижнюю границу интервала спроса на микрофинансовые услуги, выраженного как число потенциальных клиентов из населения, не имеющего работы. Тем не менее, за счет создания
благоприятных условий для функционирования бизнеса, развития сети
образовательных, информационных, консультационных услуг для начинающих
предпринимателей, создания специальных финансовых организаций для кредитования
бизнеса на старте, увеличится число людей, решивших изменить свой статус
безработного на предпринимателя, поскольку, как было показано выше, среди
безработных достаточно большое число людей, имеющих все необходимые
характеристики для занятия бизнесом. Увеличится и клиентская база
микрофинансовых организаций. Население с низкими доходами и население, ищущее
дополнительные заработки
|
![]() |
Copyright © 2010