Главная

Малый бизнес как социальный институт

Социальный институт - это формальное или неформальное установление, определяющее отношения в обществе, образ мыслей и поведение людей. К формальным институтам относятся право, финансовая и банковская система, механизм государственного управления, формы общественной организации производства и распределения товаров и услуг. Среди неформальных институтов выделяется деловой климат в стране и регионе, традиции, привычки и образ мышления людей, стиль их работы и поведения.
Социальные институты определяют конкурентоспособность национальной экономики, взаимное доверие между населением, бизнесом и государством. При этом экономика рассматривается как функциональная подсистема общества, а экономический рост является не самоцелью, а средством решения общественных проблем, развития социального потенциала и качества жизни населения в стране и регионе.

Малый бизнес нередко рассматривается лишь с количественной стороны. В США к мелким относятся предпринимательские единицы с числом работников до 25 человек, к малым - 25-99 человек, средним - 100-499 человек, крупным - 500-999 человек, крупнейшим - свыше 1000 человек. В ряде отраслей учитывается также сумма оборота: в оптово торговле - до 18 миллионов долларов в год, в розничной торговле, сфере услуг и на транспорте - до 5 миллионов долларов. В Японии в качестве критерия выделения малых предприятий учитывается число занятых (в розничной торговле -до 50, оптовой торговле - до 100, в обрабатывающей промышленности и строительстве - до 300 человек) и размер уставного капитала (соответственно до 10, 30 и 100 миллионов иен). Особо выделяются мелкие предприятия (в промышленности - не более 20 человек, в торговле и сфере услуг - не более 5 человек). При этом к малому бизнесу в США относится лишь бизнес, существующий и действующий независимо от других предприятий и не доминирующий на рынке.
В странах Европейского Союза особо выделяется мелкий, малый и средний бизнес. При этом учитывается не только число занятых (дифференцированно по отраслям), но и размер собственного капитала и годового оборота. В Германии также используется преимущественно количественный подход. Малым считается предпринимательство с числом занятых в нем от одного до 49 человек.

В Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не превышает 25%, причем средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности, строительстве и на транспорте -100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

До 1996 года в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» к ним были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со средней численностью работающих, не превышающей в промышленности и строительстве 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы - до 50 человек; а в розничной, оптовой торговле, общественном питании и отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек. Таким образом, в 1995 году допустимая численность персонала малого предприятия в промышленности и строительстве была сокращена, а в торговле - увеличена.

С 2003 года были особо выделены мелкие предприятия, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. При этом учитывается не только численность, но и годовой объем продаж. Такой подход вполне обоснован, поскольку при высокой фондоемкости и автоматизации производства, например в энергетике, предприятие с небольшим коллективом способно выпускать продукцию на многие десятки миллионов рублей и доминировать на региональном и даже национальном рынке.
С позиций классической экономической теории малый и средний бизнес отличается от крупного бизнеса именно своими размерами. С институциональных позиций малый и средний бизнес - качественно определенный общественный институт. На наш взгляд, следует выделить следующие его принципиальные особенности:

- единство отношений собственности и управления: в качестве главного менеджера выступает учредитель или владелец основной части капитала (контрольного пакета и так далее);
- единство объекта управления: экономический субъект (фирма) управляет одним предприятием (согласно Гражданскому кодексу РФ, под предприятием имеется ввиду имущественный комплекс, включающий движимое и недвижимое имущество, имущественные права, требования, долги, нематериальные активы (интеллектуальную собственность) и торговую марку);
- численность коллектива допускает прямой эмоционально-психологический контакт руководителя фирмы (предприятия) с каждым его работником.

Количественные показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса как социально-экономического института, а лишь его разделение на средний (преимущественно в виде закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно хозяйственные товарищества и кооперативы) и мелкий бизнес (преимущественно без образования юридического лица).

Одной из форм малого бизнеса является самозанятость - предпринимательство без образования юридического лица и в большинстве случаев без использования на-емной рабочей силы. В странах Европейского Союза в 1990-е годы она обеспечивала работой каждого восьмого жителя [1].

Можно отметить следующие специфические черты самозанятости в Европейском Союзе:

- отраслевая структура: свыше 60% рабочих мест приходится на три сферы - строительство и ремонт, гостиничное хозяйство и питание, услуги;
высокий уровень квалификации, особенно в сфере финансовых, юридических, консультационных, медицинских услуг (в Англии - 17% всех самозанятых имеют ученую степень);
- увеличение доли женщин (в начале 1990-х годов они составляли четверть всех самозанятых), а также лиц пожилого возраста, имеющих проблемы со здоровьем (они составили более 7% общего числа самозанятых в Англии);
- существенные различия в продолжительности рабочей недели (31% используют наемный труд и работают более 40 часов в неделю, в то же время 27% самозанятых женщин с детьми - менее 12 часов);
- семейный характер занятости (в 75% случаев оба супруга заняты в одной сфере, за исключением строительства, где у мужчин лишь в 30% случаев жена также работает на стройке).

В развивающихся странах 30-70% экономически активного населения занято на микропредприятиях с числом работников от двух до 10 человек. Здесь производится до 20 % валовой внутренней продукции, а к 2020 году по прогнозам эта доля может вырасти более, чем вдвое [2]. До недавнего времени для данного сегмента малого бизнеса была характерна отсталая трудоемкая технология, низкие доходы (на уровне прожиточного минимума), плохие условия труда и высокий травматизм, использование детского труда. Такие предприятия благодаря низкой стоимости рабочих мест и использованию местных ресурсов давали работу преимущественно маргинальным слоям, женщинам, занятым в домашнем хозяйстве, и так далее.

Однако в 1990-е годы благодаря созданию эффективной миниатюрной техники, компьютеризации, расширению ассортимента товаров и услуг, снижению серийности их производства, образованию с помощью муниципалитетов производственных сетей, обществ взаимного кредита, лизинговых центров и бытовых кооперативов микропредприятия стали развиваться в высокотехнологических отраслях, сфере услуг, швейной и обувной индустрии как основа массового предпринимательства.
Предприниматель - это физическое или юридическое лицо, которое владеет и распоряжается (управляет) обособленным имуществом (в качестве собственника, арендатора, на правах доверительного управления по контракту или трастовому договору и так далее) в целях извлечения прибыли или дохода, достаточного для оказания социальных услуг на основе самоокупаемости.

Малый бизнес обладает не только количественной, но и качественной определенностью. Его главная черта - соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса. Как будет показано далее, именно с этим качественным отличием связаны основные преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса.

В статье 2 Устава Всеобщей конфедерации малых и средних предприятий они определяются как фирмы, где собственник, независимо от юридического статуса фирмы, несет прямую личную ответственность за ее техническое, финансово-коммерческое и социальное развитие.

Из понимания малого бизнеса как социального и правового института, особой формы предпринимательства вытекают следующие выводы.

1. Целесообразно определить в федеральном законе понятие малого и среднего бизнеса, включив в него предпринимателей без образования юридического лица, мелкие, малые и средние предприятия. Их разделение следует проводить дифференцированно не только по отраслям, но и по регионам, с учетом численности занятых, годового объема продаж и стоимости производственных активов (прежде всего оборудования).
Следует обсудить вопрос о передаче права установления конкретных показателей малого и мелкого бизнеса на региональный уровень. Субъекты Российской Федерации существенно различаются по структуре экономики, уровню безработицы и условиям жизни населения, степени механизации труда. Предприятие, где занято 20 человек, не может считаться малым в Петербурге, но заслуживает поддержки как малое в Дагестане.

2. В России зарегистрировано около 350 тысяч некоммерческих организаций. Многие из них действуют в режиме самоокупаемости и оказывают местному населению социально значимые образовательные, медицинские, информационные и другие услуги. Роль публичного сектора экономики в постиндустриальном обществе существенно возрастает. Включение некоммерческих организаций в состав малого бизнеса при условии их информационной открытости будет содействовать развитию предпринимательства в сфере социальных услуг.

3. К малому бизнесу относятся лишь независимые и конкурирующие предприятия. Как показывает зарубежный опыт, детально проработанное законодательство прямого действия, которое не нуждается в подзаконных нормативных актах и не может по-разному трактоваться чиновниками на местах, не позволяет крупным материнским компаниям, государственным и муниципальным органам, общественным и религиозным организациям монополизировать портфель заказов дочерних фирм, фиксировать в своих интересах их цены, распоряжаться прибылью (сверх процентов на вложенный капитал). Это позволяет поставить вопрос об отмене в будущем ограничений на включение в малый бизнес аффилированных и дочерних фирм, созданных компаниями, не относящимися к малому бизнесу.
 

1. Campbell M., Daly V. Self-Employment into the 1990 // Employment gaz. London, 1992. Vol.100, № 6. P. 292.
2. Halvorson-Queered R. The Growing Potential of Micro-enterprise // OECD Observer. 1991/1992. № 173. P. 9.
 

Rambler's Top100

Copyright © 2010