![]() | |
Главная
|
Выручка малого и среднего предпринимательстваДля определения вклада малых и средних предприятий в экономику по результатам деятельности наиболее общим показателем является их доля в валовом региональном продукте, но, к сожалению, для его расчета потребуется серьезное статистико-методическое обеспечение, затрагивающее и программы статистического наблюдения за сектором малого и среднего предпринимательства. Поэтому здесь для характеристики вклада малых и средних предприятий в уровень экономического развития используется показатель выручки. Выбор этого индикатора обусловлен несколькими моментами. Во-первых, выручка наряду с другими показателями выпуска является одним из основных индикаторов производственно-хозяйственных результатов деятельности предприятий. Во-вторых, этот показатель рассчитывается по единой методике во всех отраслях в отличие, например, от показателя произведенной продукции. Показатель регулярно считается Госкомстатом России. Помимо всего прочего именно показатель выручки используется в международной статистической практике для оценки доли продаж, так называемой доли рынка. По итогам 2002 г. малыми и средними предприятиями было получено 7278,5
миллиардов рублей, что составляет 39,3% от общего объема выручки. Если
оперировать цензом США по числу занятых на средних предприятиях, то объем
выручки малых и средних предприятий возрастает до 8 681,7 миллиардов рублей, а
доля рынка соответственно возрастает до 46,9%. Доля рынка российских малых и
средних предприятий приближается к данному показателю в европейских странах,
который оценивается на уровне 56,7% [1,2]
(диаграмма 7). Диаграмма 7. Объем выручки малых и средних предприятий России в 2002 году, в миллиардах рублей и в процентах от общего объема выручки (по европейскому критерию по числу занятых на средних предприятиях)
Среди российских малых и средних предприятий (ценз по численности занятых до 250 человек) наибольшая доля рынка занята малыми предприятиями – 20,8%. На втором месте средние предприятия – 16,4% от всех объемов продаж. По цензу США среди малых и средних предприятий лидерами становятся средние предприятия – 24,0% доли рынка. Учитывая, что численность занятых на малых предприятиях в 2-3 раза уступала средним предприятиям, можно сделать вывод о большей эффективности первых. Доля выручки ПБОЮЛ в общем ее объеме минимальна – 2,1%. В территориальном разрезе при использовании европейского критерия во всех
федеральных округах малые предприятия среди малых и средних предприятий имеют
большую долю на рынке, колеблющуюся от 13,5% (Уральский Федеральный округ) до
30,8% (Южный Федеральный округ). На втором месте – средние предприятия, чья доля
продаж изменяется от 10,1% (Уральский Федеральный округ) до 22,0%
(Дальневосточный Федеральный округ). (Диаграмма 8). Диаграмма 8. Структура выручки малых и средних предприятий в 2002 году, в процентах от общего объема выручки (по европейскому критерию по числу занятых на средних предприятиях)
Если к малым и средним предприятиям относить предприятия с численностью занятых до 500 человек, то как и по России в целом, так в основном и по ряду округов лидером по доле на рынке среди малых и средних предприятий становятся средние предприятия. Исключением являются лишь Южный и Северо-Западный федеральные округа, где первенство остается за малыми предприятиями. В региональном разрезе рынок продаж по всем малым и средним предприятиям
резко колеблется. Так, по европейскому критерию формирования малых и средних
предприятий минимальная доля зафиксирована в Уральском Федеральном округе –
25,6%, а максимальная (52,3%) - в Южном Федеральном округе. По цензу США размах
колебаний составляет от 31,0 до 62,1%, максимум и минимум достигаются в тех же
регионах. 1. “Европейское обозрение МСП”, №6. |
![]() |
Copyright © 2010