![]() | |
Главная
|
Рекомендации по адресной поддержке потенциальных предпринимателейКак показали проведенные в ходе проекта исследования, скрытый
предпринимательский потенциал российского населения достаточно высок. Он
концентрируется в основном в трех кластерах общества: По-видимому, стимулирование успешных предпринимательских стартов для всех трех очерченных групп должно исходить из различия их возможностей и мотивации, а также учитывать ограничения, объективно налагаемые макроэкономической ситуацией и социально-экономической средой. В частности, для первой группы потенциальных предпринимателей, по-видимому, не вполне подготовленной для ведения собственного бизнеса и не располагающей собственными денежными ресурсами, следовало бы предложить «пакетный подход». Речь идет о предоставлении представителям этих групп населения, открывающих собственный бизнес, комплексной поддержки, включающей бизнес-обучение, бизнес-консультирование и льготный доступ к свободному муниципальному имуществу (площади) и кредитные гарантии. Иными словами, желающий открыть свой бизнес латентный предприниматель должен иметь возможность обучаться на бизнес-курсах на льготных условиях по направлению территориального уполномоченного органа (фонда, агентства), который частично дотирует стоимость обучения, перечисляя средства в бюджет соответствующего образовательного центра. В ходе обучения должны быть устранены пробелы в знаниях учета, бизнес-планирования, управления персоналом, маркетинга и других необходимых элементов профессиональной деятельности, а также выбрана оптимальная организационно-правовая форма для будущего предприятия. По завершении обучения и защиты своего бизнес-плана такой потенциальный
предприниматель должен получить возможность при необходимости консультироваться
по вопросам регистрации новой фирмы и доработки бизнес-плана в соответствии с
требованиями кредитного учреждения (банка, фонда) – в случае, если речь идет о
юридическом лице. Разумеется, далеко не все латентные предприниматели, решившие стать на этот
путь, пройдут его до конца. Но в любом случае полученные знания и опыт позволят
даже отсеявшимся либо повысить свою цену на рынке труда, либо в будущем, при
осуществлении новой попытки старта, действовать более осмысленно и эффективно. До сих пор у экспертов нет четкого понимания, каким образом в рамках действующего законодательства могут быть созданы муниципальные гарантийные фонды как коммерческие структуры; каков может быть механизм наделения их необходимым имуществом и/или денежными активами. Кроме того, понятно, что прежде чем данная схема начнет действовать на началах самоокупаемости, потребуются время и значительный портфель. Иными словами, на протяжении довольно значительно времени сама безубыточность гарантийных фондов будет находиться под большим вопросом. Некоторую возможность выхода из создавшейся ситуации создало бы наделение кредитных союзов, создающихся на местах, функциями официальных агентов региональных и муниципальных органов власти по оказанию гарантийной поддержки стартующим предпринимателям. Эти союзы, которые к тому же есть не везде, действующим законодательством ориентированы на взаимное кредитование потребительских нужд. Таким образом, в настоящее время в большинстве регионов России, по-видимому,
отсутствуют другие условия для эффективной поддержки стартующих
предпринимателей, кроме традиционных форм опоры на социальные сети и «серый»
рынок капитала. Это не значит, что следует отказаться от попыток поддержки
латентных предпринимателей, чтобы облегчить им старт, но говорит о том, что
указанные меры могут стать эффективными лишь в относительно отдаленной
перспективе. Практически речь должна идти, во-первых, о снижении пресса проверок и контрольных процедур – этого можно добиться не столько дальнейшим законотворчеством, чтобы зарегулировать все существующие процедуры административного и контрольного вмешательства государства в дела бизнеса, сколько постепенной передачей функций контроля саморегулируемым организациям частного, в том числе малого, предпринимательства (всероссийским и региональным ассоциациям, ТПП и т.д.) при условии соблюдения демократических принципов их функционирования. Во-вторых, необходимо существенное перераспределение налоговых поступлений от предпринимательской деятельности (в первую очередь, налога на прибыль), но главным образом - кардинальное, а не паллиативное снижение трудоемкости налогового процесса для сектора малых предприятий. Упрощение инструкций по уплате налогов, увеличение налоговых периодов, мораторий на постоянные изменения в законодательной базе и подзаконных актах (продолжающиеся и в условиях принятия Налогового кодекса РФ!), расширение числа категорий малых предприятий, имеющих возможность пользоваться упрощенной системой налогообложения, – эти и другие меры существенно снизят потенциальные риски и тяготы в глазах латентных предпринимателей. В-третьих, требуется – на региональном и местном уровнях – стимулировать создание бизнес-инкубаторов, технопарков, расширять применение иных форм перевода неиспользуемых производственных и офисных площадей в сектор малого предпринимательства на правах долгосрочной аренды с правом или без права выкупа. Очевидно, данную проблему не решить без создания более гибкого механизма налога на имущество и жесткого контроля использования площадей государственными предприятиями и учреждениями (скрытая аренда без оформления является широко распространенной формой личного обогащения руководителей многих таких предприятий и учреждений, приводящей к монополизации и деформации цен на рынках нежилой недвижимости). Далее, на федеральном и региональном уровнях действия органов, отвечающих за
поддержку предпринимательства, и органов, осуществляющих политику на рынке
труда, должны быть скоординированы. Активная политика на рынке труда (поддержка
самозанятости – как в виде субсидий на открытие собственного дела, так и в виде
дотаций на бизнес-образование, другие меры) должна быть встроена в систему мер
содействия развитию предпринимательского потенциала населения. Необходимо только, чтобы федеральные органы власти, отвечающие за стратегию развития агросектора (Министерство сельского хозяйства РФ), не противопоставляли развитие фермерского хозяйства становлению агрохолдингов как «вчерашний день» [1], а разработали систему косвенных мер, способствующих встраиванию фермерских хозяйств в их цепочки, например, через стимулирование развития франчайзинга, лизинга техники, ипотечное кредитование. При этих условиях может быть преодолена тенденция к застою численности крестьянских (фермерских) хозяйств [2]. Решающей предпосылкой становления системы эффективного содействия вовлечению
потенциально способных к открытию собственного дела лиц в предпринимательство
является, однако, в первую очередь, усиление влияния гражданского общества на
экономическую и социальную политику, превращение государственной бюрократии из
слоя-гегемона в функциональную прослойку, занятую обслуживанием нужд этого
гражданского общества. В том числе, усиление влияния предпринимательских
ассоциаций, кредитных и потребительских организаций на формирование
законодательной базы и механизмов реализации структурной политики. В противном
случае, политика в области «развития и поддержки» малого предпринимательства так
и останется имитацией. 1. См., например: Гордеев А.
Фермеры – это откат на 100 лет назад // Известия, 06.08.2002, №137. |
![]() |
Copyright © 2010