![]() | |
Главная
|
Актуальность задачи для реформирования росcийской экономики и разработки социально-экономической политикиВ первой половине – середине 90-х гг., когда в секторе малого предпринимательства еще наблюдался рост как числа самих МП, так и численности занятых на них, государственные органы, ответственные за политику в отношении малого бизнеса, исходили из того, что к концу 90-х гг. численность МП в России должна составить до 8-10 млн., а число занятых на них – до 60 млн. чел.; при разработке Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг. эти цифры были существенно снижены, но по-прежнему далеки от реалистических проектировок (удвоение числа МП и почти двукратное увеличение занятости в данном секторе по итогам реализации программы, т.е. примерно 1,5-2 млн. МП и 12-14 млн. занятых на малых фирмах). Сегодня очевидно, что даже этих скромных показателей достичь не удалось. Лишь с учетом индивидуального предпринимательства можно говорить о выходе на численность хозяйствующих единиц в секторе МП порядка 5,6 млн. и численности занятых около 17 млн. чел. [1] Регулярность ошибок государственных структур в оценке даже этих макропараметров «управляемой системы» связана не только с имманентным бюрократическим системам стремлением к намеренному завышению предполагаемых результатов их деятельности в условиях торга за ресурсы, но и с отсутствием достоверных, оперативных исходных ориентировок, содержащих необходимый для выработки решений объем данных. До сих пор отсутствует общенациональная система учета индивидуальных предпринимателей (среди которых не только самозанятые, но и достаточно крупные фирмы с несколькими десятками и даже сотнями работников), в результате чего реальная роль сектора малого бизнеса оказывается сильно недооцененной [2]. На основе таких сведений невозможно ни глубоко анализировать текущую ситуацию, ни вырабатывать экспертный прогноз развития малого предпринимательства в региональном либо отраслевом разрезе, равно как и в общефедеральном масштабе. В результате государственные органы, ответственные за содействие развитию малого бизнеса, весьма приблизительно оценивают потребности в ресурсах для оказания воздействия на процессы в секторе МП, что еще усугубляется отсутствием обратной связи. Кроме того, необходимо отметить, что в исследованиях и оценках состояния сектора малого предпринимательства речь идет о параметрах уже функционирующих МП. Между тем, весьма важной задачей, к решению которой еще не подступались государственные органы, является оценка потенциала развития малого предпринимательства. Без такой оценки невозможен сколько-нибудь реалистический прогноз развития малого предпринимательства – числа МП, численности занятых в данном секторе народного хозяйства, его вклада в ВВП и других важнейших показателей. Данная проблема имеет две составляющие: во-первых, качество предпринимательской среды [3] в России в целом и на уровне регионов и отдельных муниципальных образований, во-вторых, наличие „предпринимательского фермента“ в обществе (готовность к риску и принятию ответственности, образовательный уровень, профессиональная подготовка и т.п.). Понятно, что обе составляющие связаны друг с другом: чем лучше предпринимательский климат в обществе в целом и в каждом населенном пункте, тем выше число потенциальных и актуальных предпринимателей. С другой стороны, улучшение предпринимательского климата во многом зависит от того, насколько активны, последовательны и консолидированы предприниматели в отстаивании общих интересов как на уровне страны в целом, так и в местном масштабе; кроме того, даже при наличии сформированной инфраструктуры для развития малого предпринимательства и относительно благоприятном отношении к малому бизнесу едва ли можно ожидать его интенсивного развития там, где отсутствует необходимый для этого социальный и культурный капитал, а также первоначальные финансовые ресурсы, где низка готовность населения к самозанятости и тем более – к занятию предпринимательской деятельностью. Не претендуя в рамках относительно краткосрочного проекта на раскрытие всего комплекса очерченных выше вопросов (особенно связанных с макроэкономическими компонентами предпринимательской среды) [4], коллектив проекта осуществил в феврале-марте 2002 г. пилотное исследование предпринимательского потенциала в ряде регионов России [5]. Предпринимательский потенциал мы первоначально определили как совокупность всех физических лиц, готовых к занятию предпринимательской деятельностью [6]. Помимо установления примерных рамок предпринимательского потенциала,
немаловажно выяснить также, в какой мере этот предпринимательский потенциал
реализуется, проходя различные стадии предстартового, стартового, а затем
стабильно действующего малого бизнеса. Снижение численности МП в России и
отдельных ее регионах может быть следствием разных причин (сокращения
предпринимательского потенциала, снижения доли потенциальных предпринимателей,
вступающих в предстартовую фазу, и доли стартующих (из-за высоких барьеров или
иных причин), наконец, повышения удельного веса разоряющихся на стадии старта по
сравнению с выживающими и т.д.), а также комплекса этих причин. С приближением
вступления в действие (с июля 2002 г.) пакета законопроектов, направленных на
дебюрократизацию экономики и снятие ненужных барьеров, препятствующих входу на
рынок стартовому предпринимательству, важно было знать: будет ли тем самым
решена проблема ускорения роста сектора МП за счет увеличения числа стартующих
МП?
1. Российское обозрение малых и
средних предприятий 2001. Москва: ТАСИС, Ресурсный центр малого
предпринимательства, 2002, с. 14. |
![]() |
Copyright © 2010