Главная

Механизмы представления и защиты интересов членов бизнес-ассоциаций (advocacy)

В условиях рыночной экономики правительство любого уровня может либо помогать, либо мешать развитию бизнеса. Например, высокие налоги препятствуют развитию бизнеса, поглощая инвестируемый капитал и замедляя процесс создания новых рабочих мест. Избыточное регулирование со стороны государства увеличивает затраты на производство продукции и услуг. Коррупция чиновников и административные барьеры препятствуют использованию бизнесом тех возможностей, которые возникают на рынке.

Поэтому одной из важных функций бизнес-ассоциаций является представление и защита интересов членов ассоциаций с целью создания более благоприятных условий для развития их бизнеса.


С другой стороны, борясь за улучшение условий ведения бизнеса для членов ассоциации, эти организации могут также выступать и в роли «адвоката» интересов общества в целом, в той мере, в которой эти интересы связаны с улучшением общего политического, социального и экономического климата в данной стране. Как политики, так и бизнесмены во всем мире постепенно приходят к выводу, что честное ведение дел приносит пользу всем - от акционеров до потребителей. И там, где правительство и бизнес-ассоциации сотрудничают как партнеры, которых связывает общая цель – улучшение условий жизни всех людей через создание дополнительных рабочих мест и, следовательно, повышение уровня благосостояния населения, а стабильная государственная политика направлена на увеличение инвестиций, стимулирование предпринимательской деятельности и экономического роста, создается фундамент для возникновения и функционирования прибыльных предприятий, что, в свою очередь, приводит к созданию мощной национальной и местной экономики.

Представление и защита интересов членов ассоциации (социальное лоббирование) – это действие или процесс поддержки требующего рассмотрения вопроса или проблемы, направленный на:
- изменение соотношения сил;
- оказание влияния на принятие решений;
- выдвижение на первый план вопросов и проблем, насущных для данной бизнес-ассоциации или данного сообщества;
- создание более широких возможностей для бизнеса и/или для сообщества в целом;
- вовлечение в процесс принятия политических или общественных решений тех, кто ранее не имел права голоса, не мог заявить о своих проблемах, не мог определить свои собственные решения и использовать свои права;
- развитие открытости и подотчетности правительства и государственных органов власти.

Для представления и защиты интересов членов бизнес-ассоциации проводятся специальные кампании, представляющие собой набор целевых действий в поддержку требующего рассмотрения вопроса или проблемы. Успешно работающие бизнес-ассоциации проводят кампании, способствующие, например, введению законов, благотворно влияющих на частные предприятия и ликвидирующие препятствия на пути к экономическому росту. Примером такой кампании, может, в частности, служить проводящаяся бизнес-ассоциациями США кампания за сокращение объемов «бумажной работы» в малом бизнесе и справедливость налогообложения малых фирм. [1]


Начиная ту или иную кампанию по представлению и защите интересов членов бизнес-ассоциации, необходимо, прежде всего, ответить на следующие вопросы.
- На основании каких полномочий действует наша ассоциация/группа? Насколько она известна различным слоям общественности?
- Кто оказывает доверие нашей ассоциации/группе?
- Какова надежность и точность той информации, которую наша ассоциация предоставляет общественности?
- Как соблюдается подотчетность политиков, должностных лиц правительства и корпораций в нашей стране?
- На какие конкретные властные структуры может опираться наша ассоциация?
Необходимо также правильно определить объект социального лоббирования, то есть те структуры или тех людей, на которых будет оказываться соответствующее влияние в интересах достижения цели кампании. Основным объектом социального лоббирования в кампаниях зарубежных бизнес-ассоциаций, как правило, являются члены парламента, поскольку они играют важную роль в придании гласности и поддержке вопросов, связанных с формированием и улучшением делового климата в стране.


Анализ наиболее успешных кампаний по представлению и защите интересов, проводимых зарубежными бизнес-ассоциациями, показывает, что залогом успеха становится следование следующим принципам.
- Прозрачность – кампания должна проводиться открыто, в ней не должно быть никаких «секретных повесток».
- Надежда – кампания должна давать людям реалистичную надежду на изменение ситуации, мотивируя их на осуществление необходимых для этого действий.
- Источником такой надежды должны быть лидеры ассоциаций.
- Обмен – любая кампания – это обмен знаниями и опытом, поскольку во время кампании каждый человек может и научиться чему-то сам, и научить других.
- Уважение – лидеры бизнес-ассоциаций или лидеры кампании должны проявлять уважение к каждому члену ассоциации и участнику кампании.
- Осмысление – необходимо анализировать свою работу и выражать поддержку тому, что уже было сделано (при этом, естественно, не исключается разумная «внутренняя» критика и исправление ошибок).
- Наличие модели – необходимо подать хороший пример, следуя тем принципам и методам, которые декларируются для достижения целей кампании.
- Прагматизм – кампания должна быть хорошо спланирована, причем основным «мотивом» плана должна быть надежда на успех кампании, который приведет к желаемым изменениям.
Существует еще ряд общих правил проведения кампаний представления и защиты интересов членов бизнес-ассоциаций, которые можно кратко сформулировать следующим образом:
- никогда не выходить за рамки компетенции своей бизнес-ассоциации;
- беречь репутацию своей ассоциации, соблюдая точность информации, независимость, объективность, подотчетность членам ассоциации, приверженность своему делу, политический нейтралитет и реализм;
- быть эффективными, работая с отдельными людьми или группами людей (если для достижения целей кампании необходимо соответствующее общественное мнение, – работать с общественным мнением);
- использовать «сотруднический» подход;
- НИКОГДА не вступать в личные перепалки;
- Заранее готовиться к кампании, анализируя ее содержание и стратегию.
Основными этапами проведения кампании по представлению и защите интересов членов бизнес-ассоциации являются следующие.
- Определение вопроса, по которому будет проводиться кампания и формулирование ее лозунга.
- Определение долгосрочных, промежуточных и краткосрочных целей кампании (это может быть информирование общественности, оказание влияния на политическое и/или экономическое решение правительства, формирование благоприятных условий для ведения бизнеса членов ассоциации и т.д.).
- Определение целевой аудитории, к которой будет обращена данная кампания [2] (целевая аудитория должна обеспечить необходимую общественную поддержку данной бизнес-ассоциации). Определение союзников и оппонентов кампании; определение ответственных за решение того вопроса, на решение которого нацелена кампания.
- Определение ресурсов, которыми данная бизнес-ассоциация располагает для проведения намеченной кампании.
- Разработка стратегии проведения кампании.
- Определение временных рамок проведения кампании.
- Разработка тактики проведения кампании (исследования, анализ, определение приоритетов, выработка рекомендаций, разработка эффективного сообщения, информирование общественности, переговоры, создание коалиций, и т.д.).


Проведение кампаний по представлению и защите интересов включает в себя такие важные элементы, как работа со средствами массовой информации (в том числе проведение пресс-конференций) и лоббирование.
Вот, например, какие рекомендации по работе со средствами массовой информации дают американские эксперты по проведению подобных кампаний [3].


1. Найдите простой язык. Подготовьте одностраничное описание своей бизнес-ассоциации, напишите статьи и убедите средства массовой информации, что у Вас есть интересная и важная проблема, требующая освещения в прессе.
2. Создавайте контакты со средствами массовой информации. Постоянно культивируйте эти отношения посредством регулярных звонков, приглашений на мероприятия Вашей ассоциации, частых презентаций и немедленных объяснений по поводу того, почему представители средств массовой информации должны их посетить.
3. Дайте прессе «героя», с которым она могла бы говорить. Скорее всего, таким «героем» должен быть человек, которому помогла Ваша бизнес-ассоциация.

Недокументированные секреты успешных трейдеров - Раскрываются секреты успешных трейдеров, обсуждаются торговые стратегии и вопросы построения торговых роботов.


Лоббизм – это специфическая система доставки информации (в частности, о том, какое влияние на бизнес оказывают законы и регулирующие положения) таким образом, чтобы эта информация оказывала соответствующее воздействие на объект лоббирования [4]. На Западе такую систему доставки информации называют также защитой общественной политики.


При лоббировании зарубежные эксперты рекомендуют твердо соблюдать следующие правила [4]:
1) знать законодательство по лоббированию в данной стране;
2) знать любое другое законодательство, регулирующее деятельность Вашей бизнес-ассоциации;
3) понимать, что члены ассоциации имеют разные точки зрения, и перед тем, как лоббировать данный вопрос, необходимо достижение консенсуса;
4) не заниматься лоббированием в одиночку (создание коалиций – наиболее эффективный способ успешного лоббирования);
5) не работать с менталитетом «разделяй и властвуй».


Необходимо также помнить, что любая кампания лоббирования должна сопровождаться исследованием и наблюдением условий, связанных с вопросом лоббирования.


Важным моментом лоббирования является то, что оно, как правило, осуществляется на уровне личных связей и контактов с объектом лоббирования. Поэтому немаловажную роль играет личность и авторитет того человека или организации, которые контактируют с объектом лоббирования и доводят до него необходимую информацию, широта связей лоббиста в определенном органе власти, его дар убеждения, использование им разного рода стимулов и т.д.


Однако и в этой сфере с недавнего времени наблюдаются тенденции «инновационного», «технологического» подхода к решению проблемы информирования объектов лоббирования о существовании той или иной проблемы, в разрешении которой заинтересована инициировавшая кампанию бизнес-ассоциация. Этим новым инструментом политического влияния является коммуникация посредством компьютерных сетей. Лоббизм посредством компьютерных сетей - это информационная экспансия одного или нескольких лиц с использованием технологий компьютерной коммуникации, ориентированная на определенную аудиторию и призванная реализовать интересы различных групп (союзов, объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов [5].


Можно выделить три основных направления «компьютерного лоббизма»: использование компьютерных сетей в качестве информационного ресурса для лоббирования; прямое информационное давление через компьютерные сети; личное компьютерно-опосредованное общение с людьми, принимающими политические решения [5].


Результатом успешно проведенной кампании по представлению и защите интересов должны стать конкретные политические и/или экономические изменения (в том числе изменения в процессе принятия политических и/или экономических решений) и регулярное участие в процессе принятия решений более широких слоев общественности.

По опыту развитых стран, централизованные административные рычаги отраслевого управления можно с успехом заменить механизмами координации интересов отдельных предприятий в рамках создаваемых ими некоммерческих ассоциаций, которые решают общие проблемы развития отрасли и защищают их единые интересы. В приведенном здесь отрывке из статьи С. Сулакшина и А.В. Романихина «Защита интересов национальной промышленности» (журнал «Интеграл», сентябрь-октябрь 2002 г.) рассмотрен опыт защиты интересов промышленных предприятий в ряде стран Западной Европы.



1. www.nsbu.org
2. Говоря о целевой аудитории кампании по представлению и защите интересов, необходимо учитывать следующие параметры: уровень знакомства с ассоциацией; уровень знаний о вопросе, по которому осуществляется представление интересов; уровень согласия с позицией ассоциации по данному вопросу; уровень ранее продемонстрированной поддержки по вопросам ассоциации. Необходимо также оценить те выгоды, которые целевая аудитория получит в результате успеха кампании, и определить вторичную аудиторию, которая может оказать влияние на целевую аудиторию.
3. Материалы конференции по представлению и защите деловых интересов «Улучшение среды для малых и средних предприятий через бизнес-ассоциации» (11-13 марта 2002 г., Алма-Аты, Казахстан). Организаторы – АМР США, корпорация «Прагма» и Counterpart International.
4. Бизнес-ассоциация 21 века – программа будущего. Международное издание. Под ред. Лэрри Милнера, ДБА. ЦМЧП, 1997.
5. Белобородов С.Г. «Особенности лоббирования посредством компьютерных сетей» - Политология в России.

 

Rambler's Top100

Copyright © 2010