В условиях рыночной экономики правительство любого уровня может либо
помогать, либо мешать развитию бизнеса. Например, высокие налоги препятствуют
развитию бизнеса, поглощая инвестируемый капитал и замедляя процесс создания
новых рабочих мест. Избыточное регулирование со стороны государства увеличивает
затраты на производство продукции и услуг. Коррупция чиновников и
административные барьеры препятствуют использованию бизнесом тех возможностей,
которые возникают на рынке.
Поэтому одной из важных функций бизнес-ассоциаций является представление и
защита интересов членов ассоциаций с целью создания более благоприятных условий
для развития их бизнеса.
С другой стороны, борясь за улучшение условий ведения бизнеса для членов
ассоциации, эти организации могут также выступать и в роли «адвоката» интересов
общества в целом, в той мере, в которой эти интересы связаны с улучшением общего
политического, социального и экономического климата в данной стране. Как
политики, так и бизнесмены во всем мире постепенно приходят к выводу, что
честное ведение дел приносит пользу всем - от акционеров до потребителей. И там,
где правительство и бизнес-ассоциации сотрудничают как партнеры, которых
связывает общая цель – улучшение условий жизни всех людей через создание
дополнительных рабочих мест и, следовательно, повышение уровня благосостояния
населения, а стабильная государственная политика направлена на увеличение
инвестиций, стимулирование предпринимательской деятельности и экономического
роста, создается фундамент для возникновения и функционирования прибыльных
предприятий, что, в свою очередь, приводит к созданию мощной национальной и
местной экономики.
Представление и защита интересов членов ассоциации (социальное
лоббирование) – это действие или процесс поддержки требующего рассмотрения
вопроса или проблемы, направленный на:
- изменение соотношения сил;
- оказание влияния на принятие решений;
- выдвижение на первый план вопросов и проблем, насущных для данной
бизнес-ассоциации или данного сообщества;
- создание более широких возможностей для бизнеса и/или для сообщества в целом;
- вовлечение в процесс принятия политических или общественных решений тех, кто
ранее не имел права голоса, не мог заявить о своих проблемах, не мог определить
свои собственные решения и использовать свои права;
- развитие открытости и подотчетности правительства и государственных органов
власти.
Для представления и защиты интересов членов бизнес-ассоциации проводятся
специальные кампании, представляющие собой набор целевых действий в поддержку
требующего рассмотрения вопроса или проблемы. Успешно работающие
бизнес-ассоциации проводят кампании, способствующие, например, введению законов,
благотворно влияющих на частные предприятия и ликвидирующие препятствия на пути
к экономическому росту. Примером такой кампании, может, в частности, служить
проводящаяся бизнес-ассоциациями США кампания за сокращение объемов «бумажной
работы» в малом бизнесе и справедливость налогообложения малых фирм.
[1]
Начиная ту или иную кампанию по представлению и защите интересов членов
бизнес-ассоциации, необходимо, прежде всего, ответить на следующие вопросы.
- На основании каких полномочий действует наша ассоциация/группа? Насколько она
известна различным слоям общественности?
- Кто оказывает доверие нашей ассоциации/группе?
- Какова надежность и точность той информации, которую наша ассоциация
предоставляет общественности?
- Как соблюдается подотчетность политиков, должностных лиц правительства и
корпораций в нашей стране?
- На какие конкретные властные структуры может опираться наша ассоциация?
Необходимо также правильно определить объект социального лоббирования, то есть
те структуры или тех людей, на которых будет оказываться соответствующее влияние
в интересах достижения цели кампании. Основным объектом социального лоббирования
в кампаниях зарубежных бизнес-ассоциаций, как правило, являются члены
парламента, поскольку они играют важную роль в придании гласности и поддержке
вопросов, связанных с формированием и улучшением делового климата в стране.
Анализ наиболее успешных кампаний по представлению и защите интересов,
проводимых зарубежными бизнес-ассоциациями, показывает, что залогом успеха
становится следование следующим принципам.
- Прозрачность – кампания должна проводиться открыто, в ней не должно быть
никаких «секретных повесток».
- Надежда – кампания должна давать людям реалистичную надежду на изменение
ситуации, мотивируя их на осуществление необходимых для этого действий.
- Источником такой надежды должны быть лидеры ассоциаций.
- Обмен – любая кампания – это обмен знаниями и опытом, поскольку во время
кампании каждый человек может и научиться чему-то сам, и научить других.
- Уважение – лидеры бизнес-ассоциаций или лидеры кампании должны проявлять
уважение к каждому члену ассоциации и участнику кампании.
- Осмысление – необходимо анализировать свою работу и выражать поддержку тому,
что уже было сделано (при этом, естественно, не исключается разумная
«внутренняя» критика и исправление ошибок).
- Наличие модели – необходимо подать хороший пример, следуя тем принципам и
методам, которые декларируются для достижения целей кампании.
- Прагматизм – кампания должна быть хорошо спланирована, причем основным
«мотивом» плана должна быть надежда на успех кампании, который приведет к
желаемым изменениям.
Существует еще ряд общих правил проведения кампаний представления и защиты
интересов членов бизнес-ассоциаций, которые можно кратко сформулировать
следующим образом:
- никогда не выходить за рамки компетенции своей бизнес-ассоциации;
- беречь репутацию своей ассоциации, соблюдая точность информации,
независимость, объективность, подотчетность членам ассоциации, приверженность
своему делу, политический нейтралитет и реализм;
- быть эффективными, работая с отдельными людьми или группами людей (если для
достижения целей кампании необходимо соответствующее общественное мнение, –
работать с общественным мнением);
- использовать «сотруднический» подход;
- НИКОГДА не вступать в личные перепалки;
- Заранее готовиться к кампании, анализируя ее содержание и стратегию.
Основными этапами проведения кампании по представлению и защите интересов членов
бизнес-ассоциации являются следующие.
- Определение вопроса, по которому будет проводиться кампания и формулирование
ее лозунга.
- Определение долгосрочных, промежуточных и краткосрочных целей кампании (это
может быть информирование общественности, оказание влияния на политическое и/или
экономическое решение правительства, формирование благоприятных условий для
ведения бизнеса членов ассоциации и т.д.).
- Определение целевой аудитории, к которой будет обращена данная кампания [2] (целевая аудитория должна обеспечить необходимую общественную
поддержку данной бизнес-ассоциации). Определение союзников и оппонентов
кампании; определение ответственных за решение того вопроса, на решение которого
нацелена кампания.
- Определение ресурсов, которыми данная бизнес-ассоциация располагает для
проведения намеченной кампании.
- Разработка стратегии проведения кампании.
- Определение временных рамок проведения кампании.
- Разработка тактики проведения кампании (исследования, анализ, определение
приоритетов, выработка рекомендаций, разработка эффективного сообщения,
информирование общественности, переговоры, создание коалиций, и т.д.).
Проведение кампаний по представлению и защите интересов включает в себя такие
важные элементы, как работа со средствами массовой информации (в том числе
проведение пресс-конференций) и лоббирование.
Вот, например, какие рекомендации по работе со средствами массовой информации
дают американские эксперты по проведению подобных кампаний
[3].
1. Найдите простой язык. Подготовьте одностраничное описание своей
бизнес-ассоциации, напишите статьи и убедите средства массовой информации, что у
Вас есть интересная и важная проблема, требующая освещения в прессе.
2. Создавайте контакты со средствами массовой информации. Постоянно
культивируйте эти отношения посредством регулярных звонков, приглашений на
мероприятия Вашей ассоциации, частых презентаций и немедленных объяснений по
поводу того, почему представители средств массовой информации должны их
посетить.
3. Дайте прессе «героя», с которым она могла бы говорить. Скорее всего, таким
«героем» должен быть человек, которому помогла Ваша бизнес-ассоциация.
Недокументированные секреты успешных трейдеров - Раскрываются секреты успешных трейдеров, обсуждаются торговые стратегии и вопросы построения торговых роботов.
Лоббизм – это специфическая система доставки информации (в частности, о
том, какое влияние на бизнес оказывают законы и регулирующие положения) таким
образом, чтобы эта информация оказывала соответствующее воздействие на объект
лоббирования [4]. На Западе такую систему доставки
информации называют также защитой общественной политики.
При лоббировании зарубежные эксперты рекомендуют твердо соблюдать следующие
правила [4]:
1) знать законодательство по лоббированию в данной стране;
2) знать любое другое законодательство, регулирующее деятельность Вашей
бизнес-ассоциации;
3) понимать, что члены ассоциации имеют разные точки зрения, и перед тем, как
лоббировать данный вопрос, необходимо достижение консенсуса;
4) не заниматься лоббированием в одиночку (создание коалиций – наиболее
эффективный способ успешного лоббирования);
5) не работать с менталитетом «разделяй и властвуй».
Необходимо также помнить, что любая кампания лоббирования должна сопровождаться
исследованием и наблюдением условий, связанных с вопросом лоббирования.
Важным моментом лоббирования является то, что оно, как правило, осуществляется
на уровне личных связей и контактов с объектом лоббирования. Поэтому
немаловажную роль играет личность и авторитет того человека или организации,
которые контактируют с объектом лоббирования и доводят до него необходимую
информацию, широта связей лоббиста в определенном органе власти, его дар
убеждения, использование им разного рода стимулов и т.д.
Однако и в этой сфере с недавнего времени наблюдаются тенденции
«инновационного», «технологического» подхода к решению проблемы информирования
объектов лоббирования о существовании той или иной проблемы, в разрешении
которой заинтересована инициировавшая кампанию бизнес-ассоциация. Этим новым
инструментом политического влияния является коммуникация посредством
компьютерных сетей. Лоббизм посредством компьютерных сетей - это информационная
экспансия одного или нескольких лиц с использованием технологий компьютерной
коммуникации, ориентированная на определенную аудиторию и призванная реализовать
интересы различных групп (союзов, объединений) граждан путем организованного
воздействия на законодательную и административную деятельность государственных
органов [5].
Можно выделить три основных направления «компьютерного лоббизма»: использование
компьютерных сетей в качестве информационного ресурса для лоббирования; прямое
информационное давление через компьютерные сети; личное
компьютерно-опосредованное общение с людьми, принимающими политические решения
[5].
Результатом успешно проведенной кампании по представлению и защите интересов
должны стать конкретные политические и/или экономические изменения (в том числе
изменения в процессе принятия политических и/или экономических решений) и
регулярное участие в процессе принятия решений более широких слоев
общественности.
По опыту развитых стран, централизованные административные рычаги отраслевого
управления можно с успехом заменить механизмами координации интересов отдельных
предприятий в рамках создаваемых ими некоммерческих ассоциаций, которые решают
общие проблемы развития отрасли и защищают их единые интересы. В приведенном
здесь отрывке из статьи С. Сулакшина и А.В. Романихина «Защита интересов
национальной промышленности» (журнал «Интеграл», сентябрь-октябрь 2002 г.)
рассмотрен опыт защиты интересов промышленных предприятий в ряде стран Западной
Европы.
1. www.nsbu.org
2. Говоря о целевой аудитории кампании по
представлению и защите интересов, необходимо учитывать следующие параметры:
уровень знакомства с ассоциацией; уровень знаний о вопросе, по которому
осуществляется представление интересов; уровень согласия с позицией ассоциации
по данному вопросу; уровень ранее продемонстрированной поддержки по вопросам
ассоциации. Необходимо также оценить те выгоды, которые целевая аудитория
получит в результате успеха кампании, и определить вторичную аудиторию, которая
может оказать влияние на целевую аудиторию.
3. Материалы конференции по представлению и защите
деловых интересов «Улучшение среды для малых и средних предприятий через
бизнес-ассоциации» (11-13 марта 2002 г., Алма-Аты, Казахстан). Организаторы –
АМР США, корпорация «Прагма» и Counterpart International.
4. Бизнес-ассоциация 21 века – программа будущего.
Международное издание. Под ред. Лэрри Милнера, ДБА. ЦМЧП, 1997.
5. Белобородов С.Г. «Особенности лоббирования
посредством компьютерных сетей» - Политология в России.