Главная

Обучение организации малых предприятий в ЕС

Характеризуя данную проблему в целом, прежде всего следует сказать, что профессиональная подготовка (практическая и теоретическая компетенция и элементы знания), которая приобретается в ходе обучения, может быть разделена на следующие категории:

• квалификация по конкретным областям работы, в том числе такая, которая тесно связана с конкретным занятием или местом работы;
• “родовая” квалификация по конкретному классу работ, пригодная для достаточного широкого спектра или “семейства” работ;
• “пересекающаяся” квалификация, называемая также ключевой или стержневой квалификацией, присущей всем видам работ, например, способность к творчеству, к работе в коллективе, предпринимательский дух и способность к решению разных задач.

Эту разнообразную квалификацию можно приобрести с помощью разных видов профессионального обучения и систем подготовки.

В Четвертом ежегодном Отчете Европейского обзора для малых предприятий указывается, что в обучении специальностям можно выделить две различные системы профессионального обучения: начальное и повышение квалификации. Элементы, по которым различаются оба типа систем профессионального обучения, таковы:

• целевая группа: более молодые люди состоят в целевых группах начального обучения, а взрослые – в группах повышения квалификации;
• Виды обучающих действий: начальное обучение представляет собой подготовительную деятельность на базе школы, которая предшествует и сопровождает поступление на работу.

Такого рода курсы предоставляют своим учащимся широкое профессиональное образование, увязанное с квалификационными требованиями для разных видов деятельности или профессий. Эти курсы сильны своими тесными связями с системой производства и иногда включают в себя обучение прямо на рабочих местах. Повышение квалификации, напротив, представляет собой деятельность, нацеленную на сохранение и совершенствование квалификации учащихся. Эти курсы являются воплощением в жизнь двух великих принципов: “Повторенье – мать ученья” и “Век живи – век учись”.

Другая система обучения, ориентированная на насущные потребности промышленности в квалифицированном персонале, представляет собой так называемое ученичество. Здесь совмещены обе системы профессионального обучения. Кроме того, курсы сочетают элементы работы и учебы для молодых людей, которые, заключив договор об учебе, приобретают соответствующую базу для работы на предприятии. Тематика, изучаемая в период ученичества, является в большинстве случаев результатом соглашений между государственными агентствами, профсоюзами и органами, представляющими сами предприятия.

Как можно видеть из отчета, подготовленного Европейской Комиссией на Мадридском заседании Европейского Совета, главными проблемами, касающимися связи малых предприятий с обучением, являются следующие:

Недостаточное внимание к обучению
Обучение на МП практикуется реже, чем в более крупных компаниях, иногда по той причине, что имеющиеся учебные программы не удовлетворяют конкретным требованиям данного малых предприятий. Начальные учебные программы не всегда обеспечивают достаточную многоплановую квалификацию и не связаны единым стержнем. Традиционное обучение с отрывом от производства часто бывает неприемлемо для малых предприятий, а инфраструктура обучения в секторах с преобладанием малых предприятий нередко слаба.
Барьеры для обучения в секторе малых предприятий
Малые предприятия могут внести существенный вклад в занятость и экономическое развитие. Однако, пока еще нет такого количества предприятий и рабочих мест в данном секторе, что происходит из-за недостаточного уровня профессионального и управленческого обучения для учеников и потенциальных новых предпринимателей.
Мероприятия по обучению, которые могли бы помочь МП, можно разделить на 4 категории:
Создание предпринимательской культуры.
Для воспитания предпринимательского духа необходимо разрабатывать или иметь информационные программы по предпринимательству в школах, высших учебных заведениях, либо проводить кампании в средствах массовой информации. Это бы помогло убедить людей, особенно -молодых, в том, что овладение знаниями в области бизнеса является финансово оправданным и социально приемлемым. В идеальном случае, такие кампании по выработке предпринимательских качеств должны содержать сведения об общечеловеческих профессиях, таких как способность к творчеству, умение работать в коллективе, искусство общения и способность к руководству.
Обучение принципам создания предприятия
Программы обучения, предназначенные для помощи людям в создании своего собственного бизнеса, являются весьма распространенными и могут быть как бесплатными, так и платными. В принципе их можно разделить на три категории: те, которые направлены на возможность дать людям стать самозанятыми предпринимателями или организовать собственное МП; те, которые дают возможность организовывать быстрорастущие предприятия, и те, которые ориентированы на создание компаний с высоким уровнем технологии.

Такие учебные программы помогают потенциальным предпринимателям в поэтапной организации компании и найме работников, нахождении помещений, управлении финансовыми средствами компании , учете расходов и ценообразовании, и т.д. Иногда участники прямо в классе занимаются составлением реальных бизнес-планов.

Обучение для начинающих новое дело дает следующие преимущества:

1. Оно повышает способность предпринимателя уяснить для себя и разрешить те проблемы компании, которые не жестко связаны с данным видом деятельности, и, таким образом, расширяет понимание функций управления компанией;
2. Оно дает новым предпринимателям более широкое видение политики своей Компании (финансовой, административной, коммерческой, и т.д.);
3. Оно способствует сотрудничеству и кооперации между новыми МП, укрепляя таким образом их коммерческие отношения и способствуя обмену “ноу-хау”. Тем самым создается костяк знаний, на который можно опереться при выходе на рынок ;
4. Оно может улучшить знание языков и тем самым открыть доступ к зарубежным рынкам.

Развитие малого бизнеса
Поскольку лишь небольшой процент владельцев малых предприятий имеет у себя собственную базу обучения бизнесу или может похвастаться высококвалифицированным персоналом, существует потребность в обучении менеджменту для всех лиц, работающих на малом предприятии. А поскольку имеется расхожее мнение о том, что на курсах по развитию бизнеса людей не учат решать реальных жизненных проблем и не объясняют им роль малых предприятий в общей экономической среде, привлечь занятых предпринимателей в учебный класс будет очень непросто.
Обучение преподавателей
Важным аспектом содействия учебе в области малого бизнеса является обучение тех, кто сам составляет учебные программы, а также тех, кто работает в агентствах поддержки малых предприятий. Эти лица должны быть знакомы с характеристиками предпринимателей и деловым окружением, в котором приходится действовать данному МП. Упор следует сделать на определении факторов, способствующих развитию предпринимательства, а также на умении преодолевать барьеры, стоящие на пути развития бизнеса.


Политика ЕС

Обучающая деятельность, адресованная руководителям и работникам малых предприятий, субсидируется в рамках нескольких программ ЕС, в том числе, из Европейского Социального Фонда и программы "Леонардо да Винчи".

В соответствии с правилами применения, Европейский Социальный Фонд (ESF) имеет три основных цели:

• облегчение доступа к образованию и повышение его качества, введение начального обучения и расширение человеческих возможностей в исследованиях, науке и технологии;
• повышение конкурентоспособности и устранение безработицы путем адаптации рабочей силы к быстро меняющейся обстановке благодаря системному подходу к непрерывному обучению;
• Расширение возможностей в получении рабочих мест для тех, кто долгое время оставался без работы и выпал из сферы полезности, благодаря пакету мер, которые составляют путь к интеграции.

Конкретные трудности, стоящие перед МП в удовлетворении их потребностей в обучении в домашних условиях, уже подробно освещались, и сейчас принимаются меры к тому, чтобы повысить качество и направленность заочного обучения с использованием специальных средств “обучения на расстоянии”.

Хотя существует несколько программ ЕС, включающих, помимо других подходов, такие виды обучающей деятельности, как программы Adapt и SME (МП), но только программа “Леонардо да Винчи” однозначно ориентируется на профессиональное обучение. Охватывая период с 1995 по 1999 г., она имеет суммарный бюджет в 620 млн. ЭКЮ и сочетает в себе работу, ранее выполнявшуюся по программам COMETT 5 (сотрудничество университетов с предприятиями), EUROTECNET (помощь профессиям, связанным с техническими инновациями), FORCE (повышение квалификации) и PETRA (начальное обучение), срок действия которых истек в конце 1994 г.

Цель “Леонардо” состоит в повышении уровня профессиональной квалификации на территории ЕС и придании европейского стандарта делу развития профессионализма в отдельных Странах-участницах путем совместного финансирования межнациональных экспериментальных проектов. Целью ее также является повышение качества и эффективности обучающих систем, повышение их способности к нововведениям и помощь профессиональным обучающим органам в объединении в общую сеть.

Программа “Леонардо”, в частности, предусматривает следующую поддержку малых предприятий:

• приобретение квалификации и профессионального мастерства, необходимого для адаптации к промышленным переменам, развитию систем производства и распространению новых технологий, а также
• развитие обучения для руководителей предприятий в плане передачи технических нововведений, а также обучение директоров и руководителей малых и средних предприятий.

Rambler's Top100

Copyright © 2010