Характеризуя данную проблему в целом, прежде всего следует сказать, что
профессиональная подготовка (практическая и теоретическая компетенция и элементы
знания), которая приобретается в ходе обучения, может быть разделена на
следующие категории:
• квалификация по конкретным областям работы, в том числе такая, которая тесно
связана с конкретным занятием или местом работы;
• “родовая” квалификация по конкретному классу работ, пригодная для достаточного
широкого спектра или “семейства” работ;
• “пересекающаяся” квалификация, называемая также ключевой или стержневой
квалификацией, присущей всем видам работ, например, способность к творчеству, к
работе в коллективе, предпринимательский дух и способность к решению разных
задач.
Эту разнообразную квалификацию можно приобрести с помощью разных видов
профессионального обучения и систем подготовки.
В Четвертом ежегодном Отчете Европейского обзора для
малых предприятий указывается, что в
обучении специальностям можно выделить две различные системы профессионального
обучения: начальное и повышение квалификации. Элементы, по которым различаются
оба типа систем профессионального обучения, таковы:
• целевая группа: более молодые люди состоят в целевых группах начального
обучения, а взрослые – в группах повышения квалификации;
• Виды обучающих действий: начальное обучение представляет собой
подготовительную деятельность на базе школы, которая предшествует и сопровождает
поступление на работу.
Такого рода курсы предоставляют своим учащимся широкое
профессиональное образование, увязанное с квалификационными требованиями для
разных видов деятельности или профессий. Эти курсы сильны своими тесными связями
с системой производства и иногда включают в себя обучение прямо на рабочих
местах. Повышение квалификации, напротив, представляет собой деятельность,
нацеленную на сохранение и совершенствование квалификации учащихся. Эти курсы
являются воплощением в жизнь двух великих принципов: “Повторенье – мать ученья”
и “Век живи – век учись”.
Другая система обучения, ориентированная на насущные потребности промышленности
в квалифицированном персонале, представляет собой так называемое ученичество.
Здесь совмещены обе системы профессионального обучения. Кроме того, курсы
сочетают элементы работы и учебы для молодых людей, которые, заключив договор об
учебе, приобретают соответствующую базу для работы на предприятии. Тематика,
изучаемая в период ученичества, является в большинстве случаев результатом
соглашений между государственными агентствами, профсоюзами и органами,
представляющими сами предприятия.
Как можно видеть из отчета, подготовленного Европейской Комиссией на Мадридском
заседании Европейского Совета, главными проблемами, касающимися связи малых
предприятий с
обучением, являются следующие:
• Недостаточное внимание к обучению
Обучение на МП практикуется реже, чем в более крупных компаниях, иногда по той
причине, что имеющиеся учебные программы не удовлетворяют конкретным требованиям
данного малых предприятий. Начальные учебные программы не всегда обеспечивают достаточную
многоплановую квалификацию и не связаны единым стержнем. Традиционное обучение с
отрывом от производства часто бывает неприемлемо для малых предприятий, а инфраструктура
обучения в секторах с преобладанием малых предприятий нередко слаба.
•
Барьеры для обучения в секторе малых предприятий
Малые предприятия могут внести существенный вклад в занятость и экономическое
развитие. Однако, пока еще нет такого количества предприятий и рабочих мест в
данном секторе, что происходит из-за недостаточного уровня профессионального и
управленческого обучения для учеников и потенциальных новых предпринимателей.
Мероприятия по обучению, которые могли бы помочь МП, можно разделить на 4
категории:
• Создание предпринимательской культуры.
Для воспитания предпринимательского духа необходимо разрабатывать или иметь
информационные программы по предпринимательству в школах, высших учебных
заведениях, либо проводить кампании в средствах массовой информации. Это бы
помогло убедить людей, особенно -молодых, в том, что овладение знаниями в
области бизнеса является финансово оправданным и социально приемлемым. В
идеальном случае, такие кампании по выработке предпринимательских качеств должны
содержать сведения об общечеловеческих профессиях, таких как способность к
творчеству, умение работать в коллективе, искусство общения и способность к
руководству.
• Обучение принципам создания предприятия
Программы обучения, предназначенные для помощи людям в создании своего
собственного бизнеса, являются весьма распространенными и могут быть как
бесплатными, так и платными. В принципе их можно разделить на три категории: те,
которые направлены на возможность дать людям стать самозанятыми
предпринимателями или организовать собственное МП; те, которые дают возможность
организовывать быстрорастущие предприятия, и те, которые ориентированы на
создание компаний с высоким уровнем технологии.
Такие учебные программы помогают потенциальным предпринимателям в поэтапной
организации компании и найме работников, нахождении помещений, управлении
финансовыми средствами компании , учете расходов и ценообразовании, и т.д. Иногда участники прямо в классе занимаются составлением реальных бизнес-планов.
Обучение для начинающих новое дело дает следующие преимущества:
1. Оно повышает способность предпринимателя уяснить для себя и разрешить те
проблемы компании, которые не жестко связаны с данным видом деятельности, и,
таким образом, расширяет понимание функций управления компанией;
2. Оно дает новым предпринимателям более широкое видение политики своей Компании
(финансовой, административной, коммерческой, и т.д.);
3. Оно способствует сотрудничеству и кооперации между новыми МП, укрепляя таким
образом их коммерческие отношения и способствуя обмену “ноу-хау”. Тем самым
создается костяк знаний, на который можно опереться при выходе на рынок ;
4. Оно может улучшить знание языков и тем самым открыть доступ к зарубежным
рынкам.
• Развитие малого бизнеса
Поскольку лишь небольшой процент владельцев
малых предприятий имеет у себя собственную базу
обучения бизнесу или может похвастаться высококвалифицированным персоналом,
существует потребность в обучении менеджменту для всех лиц, работающих на малом
предприятии. А поскольку имеется расхожее мнение о том, что на курсах по
развитию бизнеса людей не учат решать реальных жизненных проблем и не объясняют
им роль малых предприятий в общей экономической среде, привлечь занятых предпринимателей в
учебный класс будет очень непросто.
• Обучение преподавателей
Важным аспектом содействия учебе в области малого бизнеса является обучение тех,
кто сам составляет учебные программы, а также тех, кто работает в агентствах
поддержки малых предприятий. Эти лица должны быть знакомы с характеристиками предпринимателей и
деловым окружением, в котором приходится действовать данному МП. Упор следует
сделать на определении факторов, способствующих развитию предпринимательства, а
также на умении преодолевать барьеры, стоящие на пути развития бизнеса.
Политика ЕС
Обучающая деятельность, адресованная руководителям и работникам
малых предприятий,
субсидируется в рамках нескольких программ ЕС, в том числе, из Европейского
Социального Фонда и программы "Леонардо да Винчи".
В соответствии с правилами применения, Европейский Социальный Фонд (ESF) имеет
три основных цели:
• облегчение доступа к образованию и повышение его качества, введение начального
обучения и расширение человеческих возможностей в исследованиях, науке и
технологии;
• повышение конкурентоспособности и устранение безработицы путем адаптации
рабочей силы к быстро меняющейся обстановке благодаря системному подходу к
непрерывному обучению;
• Расширение возможностей в получении рабочих мест для тех, кто долгое время
оставался без работы и выпал из сферы полезности, благодаря пакету мер, которые
составляют путь к интеграции.
Конкретные трудности, стоящие перед МП в удовлетворении их потребностей в
обучении в домашних условиях, уже подробно освещались, и сейчас принимаются меры
к тому, чтобы повысить качество и направленность заочного обучения с
использованием специальных средств “обучения на расстоянии”.
Хотя существует несколько программ ЕС, включающих, помимо других подходов, такие
виды обучающей деятельности, как программы Adapt и SME (МП), но только программа
“Леонардо да Винчи” однозначно ориентируется на профессиональное обучение.
Охватывая период с 1995 по 1999 г., она имеет суммарный бюджет в 620 млн. ЭКЮ и
сочетает в себе работу, ранее выполнявшуюся по программам COMETT 5
(сотрудничество университетов с предприятиями), EUROTECNET (помощь профессиям,
связанным с техническими инновациями), FORCE (повышение квалификации) и PETRA
(начальное обучение), срок действия которых истек в конце 1994 г.
Цель “Леонардо” состоит в повышении уровня профессиональной квалификации на
территории ЕС и придании европейского стандарта делу развития профессионализма в
отдельных Странах-участницах путем совместного финансирования межнациональных
экспериментальных проектов. Целью ее также является повышение качества и
эффективности обучающих систем, повышение их способности к нововведениям и
помощь профессиональным обучающим органам в объединении в общую сеть.
Программа “Леонардо”, в частности, предусматривает следующую поддержку
малых предприятий:
• приобретение квалификации и профессионального мастерства, необходимого для
адаптации к промышленным переменам, развитию систем производства и
распространению новых технологий, а также
• развитие обучения для руководителей предприятий в плане передачи технических
нововведений, а также обучение директоров и руководителей малых и средних
предприятий.