![]() | |||||||
Главная
|
КонсалтингПомощь в виде консультаций считается очень важной для развития большинства малых предприятий, поскольку многие из них страдают отсутствием опыта и квалификации, необходимых для успешной конкуренции на рынке. Как указывается в пятом ежегодном отчете Европейского Обзора для малых предприятий, имеется три главных фактора, влияющих на использование консалтинговых услуг малыми предприятиями: • факторы, относящиеся к самим предприятиям, такие как размер предприятия, его
вид деятельности, “возраст”, степень интернациональности, отношение к
внутреннему рынку; Третий фактор является очень важным, поскольку он в значительной степени влияет на характер советов или консультаций, требующихся для малых предприятий, а также на причины, почему консультация нужна именно в данный момент. Консультации для малых предприятий можно разделить на три основных группы в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия: • консультации, необходимые на стадии становления; Влияние всех трех факторов на требуемые консультационные услуги представлено в таблице: Предприниматели и малые предприятия, использующие внешние
консультации
Источник: ENSR Enterprise Survey 1997. Согласно последнему обзору ENSR Enterprise Survey, составленному в 1997 г. и включенному в пятый ежегодный отчет Европейского Обзора по МП, главные барьеры, ограничивающие доступ малых предприятий к консультационным услугам, можно разделить на следующие категории: • барьеры, связанные со стоимостью; Главным препятствием, влияющим ограничивающим доступ к внешним услугам, является дефицит средств, так как 40% респондентов уверены, что внешняя консультация – дорогое удовольствие. На втором месте стоят причины, касающиеся характера услуг. Здесь 26% респондентов верят, что консалтинг не отвечает их истинным потребностям, а еще 22% считают, что консалтинговые услуги носят слишком общий характер. 17% респондентов считают препятствием недостаточную информативность внешних консультаций. Интересно, что обзор ENSR доказывает, что подобного рода барьеры чаще упоминаются малыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, в то время как большие и производственные предприятия, по-видимому, в целом не очень доверяют внешнему консультированию. Политика ЕС С учетом важности внешней экспертной поддержки развития малых предприятий, а также высокой стоимости такой поддержки, предоставление советов экспертов и консалтинговых услуг для малых предприятий за меньшую цену представляет собой меру, включаемую в несколько стратегий ЕС: • DG XVI для региональной политики ввел концепцию бизнес- и инновационных
Центров (BIC) в 1984 г. сначала как инструмент для поддержки местного развития в
слаборазвитых районах. С тех пор BIC выросли в заслуживающих доверия советников
для новаторов-предпринимателей в странах ЕС и третьих странах. Бизнес- и Инновационные Центры (BIC)
Поступая таким образом, BIC предоставляют широкий спектр услуг, таких как определение и оценка потребностей, планирование первичных предпринимательских действий, реструктуризация компании, обучение персонала, предоставление консультаций, запуск, сопровождение и руководство проектами. В общем случае наиболее типичными услугами, характерными для BIC, являются следующие:
Финансирование со стороны ЕС зависит от стоимости конкретного BIC, но обычно
составляет от 30 до 50% первоначальных и текущих расходов. Другие источники
совместного финансирования – Страны-участницы, региональные и местные органы,
торговые палаты, университеты и исследовательские институты и, наконец, частный
сектор, например, банки, венчурные компании, компании с промышленной конверсией
и крупные фирмы. Это позволяет администрации BIC проводить политику наиболее
приемлемого ценообразования для малых предприятий посредством квалифицированных консультаций и
советов по ценам, значительно ниже средних рыночных.
В заключение можно сказать, что работа BIC по оказанию помощи в создании предприятий и обеспечении их выживания в трудные первые годы их существования была достаточно успешной. Консалтинговые услуги для содействия доступу малых предприятий на новые рынки Исходя из общей тенденции глобализации рынка, европейским МП приходится соразмерять свою деятельность со стратегиями иностранных конкурентов и обстановкой на зарубежных рынках, на которые они хотят выйти, включая новые зарождающиеся и быстро растущие отрасли экономики. Отчет Комиссии для заседания Европейского Совета в Мадриде указал на необходимость осуществления мер для поддержки бизнеса в данной области. Хотя многие усилия приходится предпринимать на уровне Стран-участниц, органы ЕС тоже активно содействуют интернациональному характеру малых предприятий и их доступу на Европейский рынок и рынки третьих стран. Программы ЕС, направленные на поощрение международного сотрудничества, в основном нацелены на предоставление консалтинговых услуг для малых предприятий, особенно, в плане кооперации, и совместным предприятиям с участием зарубежных партнеров. Общая черта всех этих программ состоит в том, что МП может получить доступ к ним через множество местных Финансовых Посредников. Инициатива по созданию совместных европейских предприятий (JEV) JEV представляет собой механизм поддержки для создания межнациональных совместных предприятий малого бизнеса в ЕС, утвержденный Комиссией 5 ноября 1997 г. Финансовое участие ЕС сводится к покрытию части расходов, связанных с созданием совместного предприятия. Цель каждого нового совместного предприятия состоит в развертывании новой экономической деятельности, включая инвестиции и создание новых рабочих мест на территории ЕС. Совместное предприятие должно быть заново создано по крайней мере двумя МП из двух разных стран-участниц. В рамках этой программы покрываются и расходы на советы экспертов и консалтинговые услуги, связанные с созданием и организацией совместного предприятия, которые включают:
Помимо указанного выше, имеется также грант, покрывающий до 10% инвестиций, при условии, что инвестиция представляет собой любую покупку или производство осязаемых или неосязаемых средств, которые учитываются как основные фонды в бухгалтерском отчете совместного предприятия и оцениваются в соответствии с общепринятыми нормами бухгалтерского учета. Программа Содействия образованию и развитию совместных предприятий в странах Центральной и Восточной Европы (PHARE JOPP) Назначение этой Программы состоит в следующем:
В Программе используется глобальный подход к решению указанных проблем с помощью четырех видов средств:
Фактически, данная Программа используется почти исключительно для исследований,
при этом 86 процентов финансируемых проектов применяют Средство 2. Будучи созданным в 1988 г., ECIP представляет собой еще один финансовый инструмент, целью которого является помощь в создании совместных предприятий, состоящих из предприятий ЕС и предприятий в Латинской Америке, Северной Африке и (с недавнего времени) в Южной Африке. ECIP предоставляет помощь на различных этапах создания предприятия. Он имеет в своем арсенале 4 средства, три из которых представляют финансовую помощь отдельным компаниям:
Чтобы получить финансирование, совместное предприятие должно включать в себя
хотя бы одного европейского партнера и одного из заинтересованной страны. Общая
ориентация ECIP очень сильно склоняется в сторону малых предприятий. Все
действия экспертных консультаций, относящиеся к Средству 1 (гранты для
определения проектов и партнеров), в принципе ориентированы на МП. Что касается
Средств 2 и 3, то 84% одобренных проектов тоже относились к малым предприятиям. |
![]() |
Copyright © 2010