Главная

Консалтинг

Помощь в виде консультаций считается очень важной для развития большинства малых предприятий, поскольку многие из них страдают отсутствием опыта и квалификации, необходимых для успешной конкуренции на рынке.

Как указывается в пятом ежегодном отчете Европейского Обзора для малых предприятий, имеется три главных фактора, влияющих на использование консалтинговых услуг малыми предприятиями:

• факторы, относящиеся к самим предприятиям, такие как размер предприятия, его вид деятельности, “возраст”, степень интернациональности, отношение к внутреннему рынку;
• факторы, относящиеся к личности предпринимателя, такие как уровень образованности, деловые качества и, наконец,
• факторы, связанные с тем, на какой стадии жизненного цикла находится предприятие.

Третий фактор является очень важным, поскольку он в значительной степени влияет на характер советов или консультаций, требующихся для малых предприятий, а также на причины, почему консультация нужна именно в данный момент. Консультации для малых предприятий можно разделить на три основных группы в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия:

• консультации, необходимые на стадии становления;
• консультации, необходимые в период расширения и развития;
• консультации, необходимые в период кризиса.

Влияние всех трех факторов на требуемые консультационные услуги представлено в таблице:

Предприниматели и малые предприятия, использующие внешние консультации
 

Факторы, связанные с предприятием

Факторы, связанные с предпринимателем

Факторы, связанные с фазами жизненного цикла

Размер малого предприятия: чем меньше само предприятие, тем реже использование консультационных услуг. Кроме того, малые предприятия в основном пользуются финансовым консалтингом, в то время как более крупные прибегают к консультированию по широкому спектру вопросов.

Вид деятельности малого предприятия: производственные предприятия чаще прибегают к внешним консультациям

"Возраст" малого предприятия: за исключением компаний, переживающих начальную стадию, консалтингом чаще пользуются зрелые предприятия.

Интернациональность малого предприятия означает повышенное использование услуг внешнего консалтинга.

МП, востребованные внутренним рынком, чаще пользуются консультациями, чем не востребованные.

Высокообразованные, стремящиеся к росту и неконфликтные

Предприниматели больше зависят от внешних консультаций.

МП, переживающие период становления: требуются консалтинговые услуги, связанные с развитием и отсевом деловых идей, либо с внешними советами по административным проблемам.

МП на стадии роста: активные потребители различных консалтинговых услуг

МП на стадии зрелости: пользуются внешними консалтинговыми услугами


 

Источник: ENSR Enterprise Survey 1997.

Согласно последнему обзору ENSR Enterprise Survey, составленному в 1997 г. и включенному в пятый ежегодный отчет Европейского Обзора по МП, главные барьеры, ограничивающие доступ малых предприятий к консультационным услугам, можно разделить на следующие категории:

• барьеры, связанные со стоимостью;
• барьеры, связанные с характером услуг;
• барьеры, связанные с недостаточной информативностью;
• барьеры, связанные с исполнением.

Главным препятствием, влияющим ограничивающим доступ к внешним услугам, является дефицит средств, так как 40% респондентов уверены, что внешняя консультация – дорогое удовольствие. На втором месте стоят причины, касающиеся характера услуг. Здесь 26% респондентов верят, что консалтинг не отвечает их истинным потребностям, а еще 22% считают, что консалтинговые услуги носят слишком общий характер. 17% респондентов считают препятствием недостаточную информативность внешних консультаций. Интересно, что обзор ENSR доказывает, что подобного рода барьеры чаще упоминаются малыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, в то время как большие и производственные предприятия, по-видимому, в целом не очень доверяют внешнему консультированию.

Политика ЕС

С учетом важности внешней экспертной поддержки развития малых предприятий, а также высокой стоимости такой поддержки, предоставление советов экспертов и консалтинговых услуг для малых предприятий за меньшую цену представляет собой меру, включаемую в несколько стратегий ЕС:

• DG XVI для региональной политики ввел концепцию бизнес- и инновационных Центров (BIC) в 1984 г. сначала как инструмент для поддержки местного развития в слаборазвитых районах. С тех пор BIC выросли в заслуживающих доверия советников для новаторов-предпринимателей в странах ЕС и третьих странах.
• DG 1A для Внешних сношений и DG XXIII для Политики в сфере предпринимательства ввели в действие ряд программ, направленных на субсидирование консалтинговых услуг, с намерением помочь предпринимательству в Европейском Союзе, осуществить инвестиции в других странах ЕС или в третьих странах через создание и развитие совместных предприятий с местными партнерами.

Бизнес- и Инновационные Центры (BIC)


DG XVI определяет BIC следующим образом:
“BIC представляет собой местную или региональную схему партнерства, которая предоставляет МП полный набор услуг на благоприятных условиях, делая основной упор на инновациях для промышленности или в сфере промышленных услуг. Такой центр определяет, отбирает и поддерживает подающих надежды предпринимателей и их проекты, либо уже существующие МП. BIC отражает многоплановую договоренность и мобилизует местный потенциал с позиций глобального подхода. Он направляет общественные и частные финансовые ресурсы на инициативы, которые являются полезными ввиду своего инновационного характера и экономической ориентации и предназначены для повышения благосостояния и создания рабочих мест, а также для придания разнообразия деятельности. Кроме того, подобные инициативы также помогают выходу малых предприятий на международный рынок и обеспечивают им доступ к международному сотрудничеству.”
В своем простейшем варианте BIC содержит команду квалифицированных экспертов по развитию предпринимательства, способных лично консультировать предпринимателей или направлять их в сеть профессиональных советников, находящихся в данном регионе. Однако, несколько BIC настолько развились, что сами внесли в свою деятельность элементы предпринимательства, а некоторые даже получили возможность создать начальный капитал.
BIC выполняют двойную функцию:

• помогают новым МП с инновационными идеями в таких областях, как разработка новых изделий, процессы производства и вопросы сбыта;
• содействуют уже существующим МП в налаживании бесперебойного производства, руководства предприятием и маркетинга.

Поступая таким образом, BIC предоставляют широкий спектр услуг, таких как определение и оценка потребностей, планирование первичных предпринимательских действий, реструктуризация компании, обучение персонала, предоставление консультаций, запуск, сопровождение и руководство проектами. В общем случае наиболее типичными услугами, характерными для BIC, являются следующие:

• выбор компетентных предпринимателей и жизнеспособных проектов, нуждающихся в поддержке;
• содействие новым инновационным проектам;
• организационная помощь посредством стратегического и оперативного бизнес-планирования;
• передача технологий и консультации по развитию инноваций;
• обучение управленческому искусству владельцев и персонала малых предприятий;
• помощь в маркетинге;
• советы по созданию фондов;
• доступ к сетям профессиональных бизнес-консультантов;
• мониторинг и текущая оценка бизнес-проектов после их внедрения;
• предоставление офисов и помещений в “бизнес-инкубаторах”, включая дополнительные услуги (секретарская деятельность, телекоммуникационное, аудио- и видеозаписывающее оборудование) для новых малых предприятий.

Финансирование со стороны ЕС зависит от стоимости конкретного BIC, но обычно составляет от 30 до 50% первоначальных и текущих расходов. Другие источники совместного финансирования – Страны-участницы, региональные и местные органы, торговые палаты, университеты и исследовательские институты и, наконец, частный сектор, например, банки, венчурные компании, компании с промышленной конверсией и крупные фирмы. Это позволяет администрации BIC проводить политику наиболее приемлемого ценообразования для малых предприятий посредством квалифицированных консультаций и советов по ценам, значительно ниже средних рыночных.
До настоящего времени успех деятельности BIC измерялся по двум критериям:

• свое собственное выживание и расширение, поскольку BIC, получивший признание в отношении услуг, предоставляемых местным МП, будет поддерживаться на местном уровне как финансовым, так и другим образом, и тогда его оборот от продажи экспертиз будет расти. В настоящее время имеется около 140 BIC, действующих не только в ЕС, но и третьих странах., причем лишь немногие из них прекратили свое существование. Неудачи в основном происходили из-за неспособности вписаться в местную предпринимательскую среду;
• Степень выживаемости малых предприятий, поддерживаемых со стороны BIC на начальной стадии и в последующий период. Средний коэффициент выживаемости клиентов BIC через 5 лет составляет 89%, что является очень неплохим показателем в сравнении со среднеевропейской цифрой, не превышающей 50% за такой же период жизни.

В заключение можно сказать, что работа BIC по оказанию помощи в создании предприятий и обеспечении их выживания в трудные первые годы их существования была достаточно успешной.

Консалтинговые услуги для содействия доступу малых предприятий на новые рынки

Исходя из общей тенденции глобализации рынка, европейским МП приходится соразмерять свою деятельность со стратегиями иностранных конкурентов и обстановкой на зарубежных рынках, на которые они хотят выйти, включая новые зарождающиеся и быстро растущие отрасли экономики.

Отчет Комиссии для заседания Европейского Совета в Мадриде указал на необходимость осуществления мер для поддержки бизнеса в данной области. Хотя многие усилия приходится предпринимать на уровне Стран-участниц, органы ЕС тоже активно содействуют интернациональному характеру малых предприятий и их доступу на Европейский рынок и рынки третьих стран. Программы ЕС, направленные на поощрение международного сотрудничества, в основном нацелены на предоставление консалтинговых услуг для малых предприятий, особенно, в плане кооперации, и совместным предприятиям с участием зарубежных партнеров. Общая черта всех этих программ состоит в том, что МП может получить доступ к ним через множество местных Финансовых Посредников.

Инициатива по созданию совместных европейских предприятий (JEV)

JEV представляет собой механизм поддержки для создания межнациональных совместных предприятий малого бизнеса в ЕС, утвержденный Комиссией 5 ноября 1997 г. Финансовое участие ЕС сводится к покрытию части расходов, связанных с созданием совместного предприятия. Цель каждого нового совместного предприятия состоит в развертывании новой экономической деятельности, включая инвестиции и создание новых рабочих мест на территории ЕС. Совместное предприятие должно быть заново создано по крайней мере двумя МП из двух разных стран-участниц.

В рамках этой программы покрываются и расходы на советы экспертов и консалтинговые услуги, связанные с созданием и организацией совместного предприятия, которые включают:

• расходы, связанные с различными исследованиями (обзоры состояния рынков, изучение законодательства и подготовка документов, оценка влияния на внешнюю среду, технические нормы, бизнес-планы, и т.д.),
• оплата услуг внешних экспертов, и
• расходы на внутренних экспертов (связанные с поездками за границу).

Помимо указанного выше, имеется также грант, покрывающий до 10% инвестиций, при условии, что инвестиция представляет собой любую покупку или производство осязаемых или неосязаемых средств, которые учитываются как основные фонды в бухгалтерском отчете совместного предприятия и оцениваются в соответствии с общепринятыми нормами бухгалтерского учета.

Программа Содействия образованию и развитию совместных предприятий в странах Центральной и Восточной Европы (PHARE JOPP)

Назначение этой Программы состоит в следующем:

• увеличить число частных предприятий в странах Центральной Европы;
• способствовать инвестициям в малые и средние предприятия Европейского Союза в странах Центральной Европы;
• повышать квалификацию работников, нанимаемых частными компаниями в странах Центральной Европы;
• создать новые или сохранить прежние рабочие места в Центральной Европе посредством новых инвестиций.

В Программе используется глобальный подход к решению указанных проблем с помощью четырех видов средств:

• Разбег: финансировать действия общего характера для снижения стоимости информации и предварительных контактов между потенциальными партнерами (Средство 1), либо финансировать конкретные исследования реализуемости по хорошо проработанным инвестиционным схемам (Средство 2);
• Для практического создания компании: предложение возможности финансового участия в капитале совместного предприятия, позволяющего снизить риск партнеров и облегчить выбор финансовых технологий для реализации проекта (Средство 3);
• Прыжок: когда проект уже утвержден, оказание кадровой помощи компании посредством профессионального обучения и поддержки руководства (Средство 4).

Фактически, данная Программа используется почти исключительно для исследований, при этом 86 процентов финансируемых проектов применяют Средство 2.
Партнеры по инвестициям в Европейском Сообществе (ECIP)

Будучи созданным в 1988 г., ECIP представляет собой еще один финансовый инструмент, целью которого является помощь в создании совместных предприятий, состоящих из предприятий ЕС и предприятий в Латинской Америке, Северной Африке и (с недавнего времени) в Южной Африке.

ECIP предоставляет помощь на различных этапах создания предприятия. Он имеет в своем арсенале 4 средства, три из которых представляют финансовую помощь отдельным компаниям:

• прединвестиционная деятельность, такая как определение возможного партнера, анализ реализуемости проекта, исследование рынка и составление бизнес-плана. До 50% суммарной стоимости предоставляется как беспроцентный аванс, который можно преобразовать в грант (если проект не состоялся), либо в займ или долевой капитал (если проект принят);
• требования к финансирующему капиталу как к займу и/или акционерному капиталу;
• помощь в обучении и менеджменте в виде беспроцентного займа.

Чтобы получить финансирование, совместное предприятие должно включать в себя хотя бы одного европейского партнера и одного из заинтересованной страны. Общая ориентация ECIP очень сильно склоняется в сторону малых предприятий. Все действия экспертных консультаций, относящиеся к Средству 1 (гранты для определения проектов и партнеров), в принципе ориентированы на МП. Что касается Средств 2 и 3, то 84% одобренных проектов тоже относились к малым предприятиям.

Rambler's Top100

Copyright © 2010