![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная
|
Распространение информации посредством информационных центровРезультатом такой работы органов ЕС явилась организация нескольких сетей и мероприятий по информации и сотрудничеству в тесном контакте с большим количеством децентрализованных ведущих организаций на местах. На следующей странице показывает основные информационные сети ЕС. Основные информационные сети ЕС
Распространение информации посредством информационных центров Генеральный Директорат DG XXIII играет существенную роль в формировании Европейской Предпринимательской Политики. Помимо определения самой политики, он организует практическую работу на местах через информационные сети и мероприятия, которые он проводит и координирует. В данном разделе мы подробно рассмотрим сети и мероприятия, организуемые DG XXIII для распространения деловой информации. Эти мероприятия включены в диаграмму:
Евро-Инфо-Центры (EIC) Евро-Инфо-Центры (EICs), созданные по инициативе DG XXXIII, адресуют свои услуги
малым предприятиям, желающим быть более информированными, чтобы использовать максимум
возможностей, предлагаемых Европейским рынком. Будучи объединенными в
информационную сеть, узлы которой находятся во всех Странах-участницах, эти
центры являются сторонниками активной политики и в тоже время децентрализованы,
что позволяет им давать нужные ответы на разные вопросы малых предприятий.
Услуги, обычно предоставляемые EIC, можно разделить на следующие виды: • Информация о добавленной стоимости, включая обзоры, опросы общественного
мнения, использование баз данных и разработку программного обеспечения. Работа Евро-Инфо-Центров всегда основывается на партнерстве, включающем несколько европейских, национальных и местных органов, которые действуют в соответствии с принципами, иллюстрируемыми следующей диаграммой:
Все Евро-Инфо-Центры расположены в местных руководящих организациях, отобранных в результате тесного сотрудничества стран-участниц и Европейской Комиссии. Действует множество представителей на местах, вовлеченных в курирующую структуру EIC, в том числе – торговые палаты, представительства по развитию регионов, профессиональные или межпрофессиональные ассоциации, промышленные группы, союзы, объединения кустарей, банки, правительственные департаменты, местные или региональные органы, и т.д. Кроме того, EIC сотрудничают с местными университетами и исследовательскими учреждениями, которые могли бы дать научное обоснование нужд малых предприятий и возможностей их развития. Подобный плюрализм позволяет разнообразить EIC и, таким образом, сеть способна удовлетворить потребности большинства секторов экономики. Как правило, местные организации оказывают материально-техническую поддержку EIC, предоставляя персонал., экспертизу, и т.д. В свою очередь, Евро-Инфо-Центры повышают ценность услуг, уже оказанных существующими в стране своими организациями, добавляя им международный колорит и престиж. Чтобы повысить степень информированности малых предприятий в отношении возможностей, создаваемых Европейским Союзом, EIC также завязывают более тесные связи с местными, региональными и национальными органами, ответственными за выполнение новых инициатив ЕС. Сразу после своего основания в 1987 г. и по настоящее время сеть EIC работает в соответствии с некоторыми формальными принципами, введенными в то время. Например, каждый EIC связан контрактом, который подписан между участвующими в нем местными представителями и DGXXIII. В контракте определены следующие моменты:
EIC, полностью выполняющие свои обязательства по контракту, каждый год получают от DG XXIII значительную финансовую поддержку, которая помогает им покрывать расходы, связанные с их текущей деятельностью, доступом к банкам данных, и т. д. Поскольку потребности малых предприятий меняются от региона к региону, отдельные EIC ввели в свою практику множество разных услуг, чтобы помочь и дать нужную ориентацию этим предприятиям. Чтобы гарантировать качество услуг, предоставляемых различным МП от множества Центров, разбросанных по большой территории, был разработан своего рода Кодекс Чести, который подписали все EIC. Этот оригинальный документ не имеет контрактной силы и лучше всего может быть охарактеризован как “философия поведения”. Он используется в качестве общего руководства для регулирования отношений EIC со своими “клиентами”, т.е. малыми предприятиями, нуждающимися в поддержке. Ключевым моментом при объединении EIC в единую сеть является развитие хороших отношений и понимания между разными EIC по всей Европе. Общее стремление слить воедино отдельные, хотя и взаимно дополняющие оценки для их взаимного блага и для блага заинтересованных малых предприятий является движущей силой для такого сотрудничества, которое основывается на разнообразном опыте, проистекающем из местных условий. Учитывая важность данного фактора, DG XXIII организует множество мероприятий, где EIC могут общаться друг с другом, например, ежегодные конференции, учебные семинары и групповые встречи, способствующие поддержанию постоянных контактов и приобретению новых знаний. Частое общение и выработка общих точек зрения у всех участников сети EIC потребовало создания нескольких межнациональных групп EIC, которые действуют по инициативе EIC разных национальностей, желающих работать сообща для выполнения определенной общей цели. Кроме того, многие EIC организовали у себя собственные малые сети, чтобы расширить географию и увеличить число вовлеченных малых предприятий. Цель таких разветвлений состоит в том, чтобы распространять информацию и консультации на местном уровне при поддержке и руководстве активно действующего и более опытного “старшего” EIC. Дополнительная “ветвь” связана лишь со своим старшим EIC и, в отличие от обычных EIC, не имеет прямых связей с DG XXIII. И наконец, в конце 1990 г. сеть открыла свои представительства в третьих странах в ответ на интерес, который они проявили к присоединению. Эти представительства, получившие название Корреспондентских Евро-Инфо-Центров (EICC), работают в областях, считающихся по классификации Европейского Совета зонами особого внимания, т. е. в Центральной и Восточной Европе и в Средиземноморском регионе. EICC действуют как связующее звено между МП Европейского Союза и предпринимателями в странах Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья. Согласно официальным данным, относящимся к концу 1996 г., в странах Европейской Экономической Зоны на тот момент насчитывалось 230 EIC и, кроме того – еще 20 EICC. Судя по динамике последних лет, можно сделать вывод, что сеть EIC быстро расширяется, гарантируя даже в отдаленных районах малым предприятиям доступ к целому ряду предоставляемых информационных услуг. Приводимая ниже диаграмма иллюстрирует развитие сети с момента ее основания. Расширение Евро-Инфо-Центров (EIC)
В настоящее время Евро-Инфо-Центры, имеющиеся в большинстве регионов Европейского Союза, превратились в один из главных институтов поддержки местного экономического развития на основе содействия предпринимательству. Эти центры хорошо знакомы с конкретными нуждами и проблемами местного малого бизнеса в области производства, управления и маркетинга, и повышают интерес малых предприятий к возможностям, открывающимся на обширном европейском рынке. В декабре 1995 г. Европейский Совет в Мадриде особо отметил привилегированное положение EIC в предпринимательском мире. Одно из главных положений в резолюции Мадридской встречи состояло в том, что доступ ко всем программам содействия МП должен стать проще и идти в ногу со временем. Предложение, выдвинутое Советом по этому поводу, указывает, что Страны-участницы и Комиссия должны работать по принципу “first-stop-shop” (круговое обслуживание), где основная роль отводится именно Евро-Инфо-Центрам. И действительно, если посмотреть на различные сети, работающие с МП в рамках и вне рамок политики Комиссии по содействию предпринимательству, сразу можно заметить множество неопределенностей в предлагаемых услугах. Учитывая рекомендации Совета, Комиссия предложила двойной подход: одинаковые полномочия для всех сетей ЕС, работающих на МП, и единый интерфейс для конечных потребителей, позволяющий адресовать каждый запрос в соответствующую сеть ЕС или к соответствующему провайдеру услуг. Последнюю роль могли бы по логике взять на себя EIC, поскольку перед ними и так стоит задача предоставления полной информации бизнесу. Принцип “комплексного обслуживания”, взятый на вооружение в EIC, поможет предприятиям быстрее найти себе дорогу среди множества существующих сетей. Однако, чтобы справиться со своей новой ролью, EIC должны непрерывно поддерживать и развивать регулярные контакты с представителями других сетей ЕС, и вместе с ними проводить деятельность, направленную на более полное раскрытие программ помощи со стороны ЕС. Следующая диаграмма показывает, как EIC функционируют в качестве механизма комплексного обслуживания:
Роль EIC в системе комплексного обслуживания Новая роль комплексного обслуживания, взятая на себя Евро-Инфо-Центрами, означает работу с различными видами информации. В то время как в прошлом EIC просто специализировались на распространении материалов ЕС и обсуждении возможностей сотрудничества, теперь в их компетенцию попадают следующие вопросы:
Бизнес - Поисковые Сети (BC-NET & BRE) Особый вид информационных услуг направлен на помощь малых предприятий в нахождении деловых партнеров, особенно, за границей - в других Странах-участницах или даже в третьих странах. Как было отмечено в пятом годовом отчете Европейского обзора малых предприятий, большинство малых предприятий, желающих участвовать в деловом сотрудничестве, не очень активны в поиске партнеров. Чтобы выбрать для себя потенциального зарубежного партнера, они в основном обращаются к неформальным источникам, где информация о предприятиях базируется на основе хороших личных отношений. Реноме предприятия на основных рынках тоже влияет на процесс принятия решений и иногда способствует международному сотрудничеству. Неудовлетворенность занимаемой нишей на сегодняшнем рынке, поиск новых продуктов и рынков и, наконец, желание повысить конкурентоспособность компании путем подключения к рыночной информации вместе с другими деловыми партнерами – все это способствует межнациональным деловым связям. И наоборот, причины, которые мешают деловому сотрудничеству, состоят главным образом в неспособности повысить конкурентоспособность, страхе потерять независимость, и подозрении, что другая сторона может оказаться непригодной для сотрудничества. Основные практические трудности заключаются в том, что малых предприятий, начавшие поиск и оценку качеств партнера за границей, не обладают нужной осведомленностью, испытывают нехватку средств и трудности в общении. В предлагаемой ниже таблице представлены наиболее типичные виды делового сотрудничества, классифицированные по размеру компаний, отраслям экономики и группам стран. Основные различия в области международного сотрудничества в зависимости от размера фирмы, отрасли и группы стран
Источник: ENSR Enterprise Survey 1997. В общем случае размер не очень влияет на стремление к сотрудничеству, за исключением участия в капитале, которому отдают предпочтение более крупные предприятия, а также при франчайзинге, который характерен для самых больших среди средних предприятий. Что касается различий в зависимости от вида деятельности, то строительные и транспортные МП находят партнеров быстрее всех. Сотрудничество также высоко котируется в секторе услуг. И наконец, некоторые виды сотрудничества чаще всего встречаются в определенных странах. С целью содействия деловому сотрудничеству DG XXIII выступил с инициативой создания двух поисковых сетей: Сети Делового Сотрудничества (BC-NET) и Бюро Сближения Предприятий (BRE). Участниками BC-NET являются частные и общественные (государственные) организации, действующие на местном уровне: торгово-промышленные палаты, профессиональные организации, региональные агентства по развитию, центры инновации, BIC, консалтинговые фирмы, банки, и т.д. Сильной стороной таких сетей является широкий спектр ее участников. После того как предприятия, заинтересованные в нахождении финансового, торгового или технического партнера, связались с участником BC-NET, начинается процедура поиска, которая включает в себя несколько этапов:
Некоторые консультанты BC-NET могут также помочь предприятию на стадии переговоров, либо ввести данное предприятие в контакт с другими советниками сети, в зависимости характера проблемы (юридической, налоговой или технической). При достаточной сложности некоторых договоров о сотрудничестве личная помощь такого рода может оказаться решающей для успеха всего дела. В настоящее время сеть состоит примерно из 300 организаций в 39 странах, т. е.
имеется в 15 странах Европейского Союза и в 24 странах, не входящих в ЕС.
Все отобранные участники BC-NET подписывают Договор с Комиссией, который можно
возобновлять ежегодно, при условии, что данный участник является активным и
действует согласно Кодексу Положительной Практики (Code of Good Practice),
содержащий принципы, которые все участники должны соблюдать, осуществляя поиск
возможного сотрудничества. Они также платят ежегодные членские взносы в размере
1000 ЭКЮ каждый, чтобы снизить размеры финансовой поддержки сети со стороны ЕС. Предприятия, заинтересованные в установлении финансового, коммерческого или технического сотрудничества через BRE, могут:
В первом случае специальный отдел DG XXIII включит полученные сведения в центральную базу данных и пришлет в ответ письменное подтверждение. Во втором случае заинтересованный предприниматель связывается с представителем BRE, помогающим ему заполнить такой же пакет сведений, который затем (как и в первом случае) отсылается в ту же центральную базу данных. На следующем этапе все участники сети BRE (которые регулярно обращаются к базе данных) будут просматривать этот пакет сведений и публиковать его в бизнес-журналах, бюллетенях новостей, в Интернет, и т. д. И наконец, прочитавшие публикацию о данном пакете сведений и проявившие интерес к предлагаемой возможности, будут связываться либо с представителем BRE, либо с самим предприятием, чтобы напрямую обсудить детали будущего сотрудничества. Сеть BRE состоит примерно из 500 организаций более чем в 70 странах, т.е. в 15
Странах-участницах ЕС плюс в 55 третьих странах, включая Российскую Федерацию.
Все отобранные претенденты на вступление в BRE подписывают Договор с Комиссией, который будет продлятся ежегодно, при условии, что корреспондент продолжает работать активно. Поскольку МП выражают свою потребность в партнерстве самыми различными способами, в зависимости от степени сложности желаемого сотрудничества, то слияния сетей BRE и BN Комиссией не ожидается. Однако тот факт, что некоторые EIC также имеют дело с предложениями о сотрудничестве, заставляет их участвовать в одной или нескольких сетях, в зависимости от их интересов и возможностей. Другой важной мерой в данном контексте является создание каталога, содержащего список всех участников различных сетей с перечислением видов услуг, которые они предлагают. Эти услуги могут включать в себя проверку деятельности компании еще до формулирования стратегии, содержащей поиск партнерства, а также помощь в переговорах при заключении договора о сотрудничестве. И наконец, приоритеты Европейской Комиссии таковы: • повышение эффективности сетей благодаря поддержке специализированных групп в
самих сетях; |
![]() |
Copyright © 2010