Главная

Стратегические ориентиры развития малого предпринимательства

Россия прочно встала на путь развития рыночных отношений и экономического реформирования, поэтому в определенном отношении ориентирами развития малого предпринимательства могут являться соответствущие показатели в экономически развитых странах мира – США, Англии, Германии, Италии, Франции, Испании, Швейцарии, Финляндии, Японии и др.

Анализ развития малого предпринимательства в этих странах дает возможность обобщенно сравнить их достижения с российскими, показывает на степень развития малого предпринимательства в России и определяет объемы предстоящей работы в этом направлении, место и роль субъектов поддержки малого предпринимательства. Ниже приводится ряд таких сравнительных показателей.

Население, занятое в малом предпринимательстве (% от трудовых ресурсов):
- в экономически развитых странах мира:
США - 50 %,
Германия, Франция, Италия 60 – 75 %;
Япония 85 %.
- в России - 20 %;
- в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях – 2 ÷ 50 %;
(при благоприятных условиях к 2020 г. в малом предпринимательстве будет занято 26 млн. жителей России – смотри диаграмму 18 и табл):

Диаграмма 18. Динамика роста численности населения России, участвующего в малом предпринимательстве (1990 – 2020 гг.).

Динамика роста численности населения России, участвующего в малом предпринимательстве
 

А

период становления МП (1990 – 2000 гг.) – «становление»

Б

период совершенствования МП (2000 – 2015 гг.) – «развитие»

В

период стабильного функционирования МП (2015 – 2030 гг.) – «развитие»

 

                          Возможные варианты развития:

 

1 – благоприятные условия,

 

2 – удовлетворительные условия,

 

3 – трудные условия,

 

4 – неблагоприятные условия,

 

5 – при обвале рыночной экономики,

 

6 – реальное развитие малого предпринимательства

 

Число малых предприятий на 1 000 жителей:
- в экономически развитых странах мира - около 30,
- в Москве – 20;
- в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях от 1 до 15.
 

Количественные показатели развития малого предпринимательства в России при благоприятных условиях
 

 

 

 

Показатели развития МП

США

Россия

 

Сан Диего

2003 г.

2020 г.

Население (млн. чел.)

 

1,0

146,0

 

 

Трудовые ресурсы

 (млн. чел.)

 

        0,6 (60%)

 

         88 (60%)

66

(уменьшение

 на 25% с

учетом демо-графических процессов)

Численность населения, занятого в малом предпри-нимательстве (млн. чел.)

 

    

0,3 (50%)

 

13 (15%)

     

26 (40%)

Предпринимательские дела (тыс.)

 

 

 

малые предприятия

30 (50%)

       900 (20%)

3100 (50%)

индивидуальные   предприниматели

30 (50%)

       3500 (80%)

3100 (50%)

 

 

 

 

Предпринимательские дела

 

 

 

численность на 1000 чел.

 

 

 

малые предприятия

30

6

30

индивидуальные предприниматели

 

30

 

14

 

30

численность занятых работников (тыс.чел.)

 

 

 

на малых предприятиях

270

 8450

22880

в индивидуальном предпринимательстве

 

30

 

4550

 

3120

среднее число работников

на малом предприятии

 

 

 

9

 

7,2

 

7,3

 

Формирование заказа на подготовку кадров малого предпринимательства в России
 

 

 

Категории

 обучаемых

 

 

 

 

 

Число организаторов МП, млн. чел.

Ограничатся только получением консуль- тации, мл. чел.

Пройдут обучение, ПК, ПП, ПП с ПК, млн. чел.

Из них, млн. чел. (%)

Среднегодовой показатель

Обучения/ консульта-ционного обслуживания в течение 1990-2020 гг.,

 тыс. чел.

 

 

 

 

 

 

 

КК – 72 уч. часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК – 100 ¸ 300 уч. час.

ПП – 500 уч. час.

 

 

 

 

 

ПП с ПК – 1000 уч. час.

Индивидуальные предприниматели

1,8

60%

1,08

40%

0,72

80%

0,57

15%

0,11

5%

0,04

-

24

36

Малые предприятия

открывающиеся

Руководители

0,4

60%

0,24

40%

0,16

45%

0,07

15%

0,11

5%

0,01

-

5,3

8

«Экономисты»

0,7

40%

1,28

60%

0,42

20%

0,08

70%

0,30

10%

0,04

-

14

9,3

действующие

Руководители

1,4

60%

1,84

40%

0,56

85%

0,47

5%

0,03

5%

0,03

5%

0,03

18,6

28

«Экономисты»

2,0

30%

0,6

70%

1,4

80%

1,12

15%

0,21

5%

0,07

-

46,7

20

Руководители министерств, муниципальных образований, субъектов системы поддержки МП

 

0,3

 

-

100%

0,3

60%

0,18

20%

0,06

10%

0,03

10%

0,03

1

-

Итого:

6,6

100%

3,06

45%

3,54

55%

2,49

70%

0,77

22%

0,22

6%

0,06

2%

109,6

101,4

 

 

100%

100%

211

тыс. чел.

Соотношение форм деятельности в малом предпринимательстве в общем объеме предпринимательских дел [малые предприятия (МП) и индивидуальные предприниматели (ИП)]:

 

МП

ИП

экономически развитые страны мира

50%

50%

Россия

20%

80%

субъекты РФ и муниципальные образования

4-25%

75-96%

(при благоприятных условиях в России к 2020 г. будут созданы 6,2 млн. предпринимательских дел).


ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ


1. Создание малых предприятий около базовых предприятий
2. Самостоятельные малые предприятия по выпуску товаров.
3. Малое предпринимательство по переработке с/х продукции.
4. Фермерские хозяйства.
5. Животноводство, свиноводство, птицеводство, кролиководство, пчеловодство, рыболовство, дары природы.


Диаграмма19. Комплексная поддержка малым предпринимательством социально-экономического развития в России, субъектов РФ, муниципальных образований (ниши деятельности малого предпринимательства в общем объеме трудовых ресурсов)
 

Комплексная поддержка малым предпринимательством социально-экономического развития в России

 ОКАЗАНИЕ УСЛУГ


1. Обслуживание жилого фонда: эксплуатация муниципальных жилых домов, благоустройство, утилизация отходов.
2. Эксплуатация: водо-тепло-газо-энергосети, почта-связь.
3. Ремонтно-строительные работы: жилые дома, дачи, гаражи, ремонт квартир.
4. Обслуживание жителей: мастерские, ателье, парикмахерские.
5. Образовательные услуги: компьютерные центры, наукоемкий МБ, консультационно- репетиционная деятельность, развитие школьного МБ, кружковая работа.
6. Услуги по укреплению здоровья.
7. Транспортные услуги: доставка товаров, перевозки (пассажирские, грузовые).
8. Туристические услуги.
 

 ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


1. Оптовая торговля
2. Розничная торговля: торговые точки, магазины, базары
3. Дилерские малые предприятия около крупных предприятий

 

Соотношение сфер деятельности в малом предпринимательстве:

 

Производство

товаров

Оказание

услуги

Торговая

деятельность

экономически развитые страны мира

30%

45%

25%

Россия

20%

30%

50%

субъекты РФ и муниципальные образования

4-25%

20-35%

40-60%

Формирование системы поддержки малого предпринимательства и включение в её деятельность субъектов (фондов ПМП, лизинговых компаний, территориальных управлений по антимонопольной политике и предпринимательству, банков, страховых компаний, ДФГСЗН, ТПП, учебных и консалтинговых центров, бизнес-инкубаторов и др.) можно оценить по России, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям только в 10 ÷ 50%.

Малое предпринимательство должно быть профессиональным. При благоприятном развитии малого предпринимательства обучение, повышение квалификации и переподготовка в период 2003–2020 гг. должны охватить всех организаторов малого предпринимательства и руководителей служб малых предприятий (менеджеров, бухгалтеров, маркетологов, юристов и др.) – 6,6 млн.чел., в том числе 3,5 млн. пройдут повышение квалификации и 3,1 млн. ограничатся консультационным обслуживанием. Это потребует создания системы подготовки профессиональных кадров малого предпринимательства (табл. 8.).

Становление малого предпринимательства в России показывает диаграмма 18. Из графика видно, что реально развитие малого предпринимательства идет от благоприятных условий (до 1997 г.) к трудным условиям (в настоящее время). Это говорит о необходимости принятия кардинальных шагов по поддержке малого предпринимательства и общей озабоченности этим в обществе - от Президента РФ до рядового предпринимателя.

Малое предпринимательство должно комплексно поддерживать социально-экономическое развитие России, субъектов РФ, городов, районов и муниципальных образований. Это характеризуется рис.2., на котором представлены ниши деятельности малого предпринимательства.

Таким образом, появляются методологические основы:

§  ответа на главный вопрос: «Каким мы должны сформировать малое предпринимательство в России, федеральных округах и субъектах РФ,  муниципальных образованиях?»;

§  замены плановых поисков на 1 - 3 года развития МП с известным пагубным методом «проб и ошибок» и взглядом с точки 1 (диаграмма 18), на определение количественных и качественных ориентиров в поэтапном развития малого предпринимательства в муниципальном образовании в период 1990 - 2020 гг. и взглядом из точки 2 (диаграмма 18)

Это определяет объем работы, которую необходимо провести для формирования цивилизованного предпринимательства.


 

Rambler's Top100

Copyright © 2010